? 1 (40) ДЕКАБРЬ 2000 - ЯНВАРЬ 2001

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Анатолий Михайлович Якимов, заместитель губернатора Красноярского края.
Перспективы
природоресурсного комплекса
Родился в Новосибирске в 1949 году. Закончил Новосибирский геологоразведочный техникум, Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М.Губкина по специальности 'горный инженер-геофизик'.
Трудовую деятельность начинал в Киргизии в качестве техника. После службы в армии работал в Сибирском научно-исследовательском институте геологии, геофизики и минерального сырья в Новосибирске. Здесь он вошел в группу научных сотрудников, внедряющих в Красноярском крае новые методы геологического изучения недр.
В 1978 году окончательно переехал в край. Работал в Дудинке, Игарке, Туруханске, Енисейске, Туре.
В столице Эвенкии организовал геофизическую экспедицию, которой руководил с 1985 по 1990 год.
С должности начальника экспедиции был избран депутатами округа председателем Эвенкийского окрисполкома.
В 1991 году Президент России Б.Н.Ельцин назначил его главой администрации округа.
С 1997 года живет в Красноярске. Работал председателем комитета природных ресурсов по Красноярскому краю.
С июля 1999 года - заместитель губернатора Красноярского края по вопросам природопользования.

Геология

В прошлом году мы работали над стабилизацией обстановки. Объем геологоразведочных работ за перестроечный период уменьшился на порядок. Конечно, прежнего уровня достичь не удалось, но объемы исследований, по сравнению с 1999 годом увеличены более чем в два раза. Значительно увеличилось поступление средств в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. А это значит, что геологические предприятия смогли продолжать работу, пополнять запасы различных полезных ископаемых. Большая работа по привлечению инвестиций проведена в нефтегазодобывающей отрасли. К работе удалось привлечь такие крупные фирмы, как ЮКОС, Газпром. Кстати, нефтяная компания ЮКОС в конце прошлого года получила лицензию на проведение геологоразведочных работ на Ильбокчинском и Сользаводском участках Богучанского района. Предполагается, что в течение 2001-2005 годов эти поисковые работы будут закончены. По оценкам специалистов ЮКОСа, затраты компании на обоих лицензионных участках на проведение геологоразведочных работ составят около 20 млн. долларов. Предстоит пробурить более 20 тысяч метров поисковых скважин.

По предварительной оценке, балансовые ресурсы нефти Ильбокчинского участка могут составить 100-150 млн. тонн. При этом ресурсы газа могут достичь 350 млрд. куб. м, газового конденсата - более 30 млн. тонн. Балансовые ресурсы газа Сользаводского участка могут достигать 100 млрд. куб. м, газового конденсата - около 10 млн. тонн.

И хотя сегодня Красноярский край не является серьезным нефтегазодобывающим регионом, но перспектива стать таковым в прошлом году еще более обозначилась. Думаю, нынешний год, за счет наработок, которые были сделаны в 2000 году, в плане увеличения работ по месторождениям нефти и газа, будет весьма перспективным.

Значительно улучшили работу наши горнодобывающие предприятия. Увеличены объемы добычи золота, железных и свинцово-цинковых руд. Впервые в прошлом году получили промышленную руду на Верхотуровском магнезитовом месторождении в Мотыгинском районе. В этом году планируется начало добычи ниобиевой руды на татарском месторождении.

Лесная промышленность

В лесопромышленной отрасли наметился серьезный рост, растут темпы работ. В прошлом году мы в полтора раза увеличили объем выпускаемой продукции.

При участии органов лесной службы привели в порядок арендные отношения в лесу, все основные лесопользователи заключили специальные договоры аренды на те участки, где ведут заготовку древесины. Это не только привело в систему взаимоотношения лесопользователей с органами местного самоуправления, но и способствовало увеличению платежей в бюджет.

Вот уже второй год мы проводим в Лесосибирске международную ярмарку "Деревообработка: оборудование и продукция". Организация ярмарки проходит под руководством оргкомитета, председателем которого является губернатор края А.И.Лебедь. Это мероприятие вызывает большой интерес у наших партнеров. Только во время работы ярмарки 20-22 сентября 2000 года заключено контрактов более, чем на два миллиона долларов. Вся привезенная продукция, техника продавались прямо на ярмарке, здесь же заключались долгосрочные контракты.

В планах - сделать Лесосибирск центром деревообработки, тем более что это действительно так и есть. Здесь находятся два самых крупных лесоперерабатывающих предприятия в России - Лесосибирский ЛДК-1 и Новоенисейский ЛХК.

Лесопромышленный комплекс дает в бюджет края около 4-5%. Это немного, но в перспективе мы вполне реально можем достичь и десяти. В таких регионах, как Архангельская область, бюджет получает от лесного комплекса более 70%. У нас же достаточно сильно развиты другие виды промышленности, поэтому десять процентов для нас может стать очень хорошим результатом.

Водные ресурсы

Наш край богат водоемами и наведение здесь порядка имеет чрезвычайно важное значение. Предприятия края ежегодно потребляют из всех видов водных источников более 3,5 кубических километров воды. Много работы проделано для улучшения использования водных ресурсов. Впервые в 2000 году мы организовали заключение договоров на водопользование более чем с 30 крупными пользователями, и работа эта продолжается. Тем самым, мы не только увеличили поступление средств в бюджет, но и улучшили работу по охране водных ресурсов.

Комплексный кадастр

Много внимания уделяется проблеме совершенствования системы управления природоресурсным комплексом. Ведь более 70% бюджета края создается за счет использования природных ресурсов, поэтому проблема управления природными ресурсами очень важна. До сих пор ни в одном регионе России нет четко отлаженной схемы такого управления. Мы в этом отношении заметно продвинулись.

Одни из первых в России специалисты края занялись проблемой создания территориального комплексного кадастра природных ресурсов, то есть каждый участок земли оценивается по отношению к каждому виду природных ресурсов. По четырем районам края такая работа уже ведется, по остальным проводится сбор исходных данных, которые станут основой для создания программа социально-экономического развития территории.

За счет использования природных ресурсов большинство районов края из разряда дотационных могут перейти в разряд донорских.

Экология

С точки зрения экологии Красноярский край достаточно напряжен - здесь развито очень много видов промышленности, которые являются загрязнителями окружающей среды. В территориальном комплексном кадастре также есть раздел экологии. Мы рассматриваем в этом кадастре, так называемый ассимиляционный потенциал - потенциал окружающей среды, который может поглотить то или иное количество загрязняющих веществ без ущерба для общества.

Кроме того, для управления программой экологических мероприятий существует экологический фонд. В этот фонд все предприятия, загрязняющие окружающую среду, вносят определенные средства, которые в дальнейшем расходуются на снижение вредных выбросов и компенсационные мероприятия. Мы ведем плановую работу, которая позволяет увеличить сбор средств в экологический фонд и направить их в конечном результате на улучшение экологической обстановки в крае.

На обывательском уровне существует мнение, что мы занимается хранением ядерных отходов. На самом деле это не так. В специально оборудованном помещении на Горно-химическом комбинате производится временная выдержка облученного ядерного топлива (ОЯТ), которое после некоторой переработки снова сможет использоваться в атомной промышленности, в качестве того же ядерного топлива.

За минувший год упорядочены взаимоотношения с Украиной по оплате за временную выдержку ОЯТ. Проведены переговоры, заключены соглашения, есть договоренность с министерством по атомной энергетике по улучшению условий хранения, на это будут выделяться определенные инвестиции. За счет них на Горно-химическом комбинате будут проведены дополнительные работы по повышению экологической безопасности обращения с радиоактивными материалами.

На сегодняшний день многочисленные комиссии, в том числе и представители различных общественных "зеленых" организаций, сделали заключение - организация хранения ядерного топлива на ГХК не подлежит никакой критике, опасности для города это хранение не представляет.

Перспективы

В крае очень развита перерабатывающая промышленность и в части использования недр, и в части переработки лесной продукции. Какая-то часть сырья вывозится из края, поскольку экономика использовала принцип разделения производства. У нас сырье добывалось, в другом перерабатывалось. Сегодня жизнь заставляет нас развивать перерабатывающую промышленность на месте, так как удельный вес транспортных расходов при транспортировке сырья значительно выше, чем при перевозке продукции глубокой переработки, да и бюджетная отдача перерабатывающего комплекса намного ощутимее.

Сейчас, например, планируется построить перерабатывающий комплекс на Горевском свинцово-цинковом месторождении (до сих пор концентрат возили на переработку в Казахстан).

Практически по каждому сырьевому комплексу при заключении лицензионных соглашений с недропользователями включается требования о том, что переработка должна обязательно находиться на месте производства работ или, в определенных случаях, в пределах края.

По всем видам природных ресурсов мы работаем в тесном взаимодействии с различными федеральными структурами. Государственные органы власти Красноярского края как субъекта РФ и государственные органы Российской Федерации совместно решают вопросы управления.

Самое главное - создать условия для устойчивого природопользования. Необходима такая система управления, которая создаст возможность для эффективного развития экономики. Сейчас мы проводим специальные исследовательские работы для создания эффективной схемы управления природными ресурсами. Исходя из нее, составить перспективный план развития экономики на любую перспективу: долгосрочную, среднесрочную, а также для решения оперативных вопросов.

Для этого предстоит сделать немало и, прежде всего, необходимо совершенствовать нормативную базу, как федеральную, так и региональную. Сегодня некоторые законы, которые призваны управлять отраслью, не совершенны, а порой и противоречат друг другу. В прошлом году мы подготовили ряд законов, часть из которых уже приняты, а другие рассматриваются в различных службах.

Управление по экологии и природным ресурсам, совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти подготовили за прошлый год 96 нормативных правовых актов. Приняты Законы края "О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов", "О краевой целевой программе лесовосстановления на период 2000-2004 годы". Заключены 32 договора на предоставление водных объектов в пользование. Принят Закон края "о краевой целевой программе "развитие земельной реформы в Красноярском крае на 2000-2002 годы", подготовлены проекты закона края "О земле" и "Об установлении границ города Норильска с городами Талнах, Кайеркан и пос. Снежногорск".

Подготовлен проект Соглашения между Красноярским краем Республикой Хакасией о распределении платы за пользование водными объектами Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.

На основании наших материалов принято решение о разработке краевой целевой программы по развитию рыбоводства и рыболовства в крае, подготовлен и принят Закон края "О краевой целевой программе "Социально-экологические мероприятия Красноярского края, финансируемый их средств, получаемых горно-химическим комбинатом за временную выдержку отработавшего ядерного топлива, поступивших в краевой бюджет в 1999 году, а также из неиспользованного остатка средств горно-химического комбината за 1988 год" на 2000 год.

Управлением лесной промышленности подготовлено постановление администрации края "О порядке предоставления бюджетных кредитов на создание межсезонных запасов сырья на предприятиях лесопромышленного комплекса Красноярского края в 2000 году".

Подготовлен проект постановления администрации края "Об организации лицензирования деятельности по использованию лесного фонда "лесопользованию) в Красноярском крае" и направлен для рассмотрения в Министерство юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю.

Старт на стабилизацию и развитие в прошлом году - дан. В новый век наша отрасль вступает с новыми надеждами, планами и перспективами, тем более, что задел в прошлом году сделан неплохой.

 

Вопрос месяца

2000 год называют годом стабилизации экономики России.

Каким он был для красноярцев?


На наш вопрос отвечают:


Александ Коновальцев, генеральный директор Красноярской биржи "Тройка".


Сергей Гуров, глава города Канска.


Джонсон Хагажеев, генеральный директор ОАО "Норильская горная компания".


Антон Энгель, директор Красноярского филиала "Банка Москвы".


Леонид Адашкин, управляющий Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.


Игорь Ноздрин, внешний управляющий ОАО "Красноярский ЦБК".


Артемий Теричев, коммерческий директор представительства компаний АйТи в Красноярске.

архив номеров

ноябрь, 2000 октябрь, 2000 сентябрь, 2000 июль-август, 2000


 о журнале

 о редакции


Copyright 2001
ИД "Миллион"

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"

Создание и поддержка сайта



 Наши партнеры:

 

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик: