Спецвыпуск
   Мы - за развитие!
ОТ УПАДКА ДО ЛИДЕРСТВА НА РЫНКЕ

В следующем году красноярцы будут отмечать знаковую дату – 60 лет со дня выпуска первого зерноуборочного комбайна, собранного на берегах Енисея. В далеком 1941 году именно в Красноярск был перебазирован комбайновый завод «Коммунар» из Запорожья, выпускавший первые советские комбайны. Новое предприятие в Сибири не только прижилось, но и заметно выросло. Сегодня, 60 лет спустя, красноярские комбайны «Енисей» двинулись в обратном направлении – на Запад: из Красноярска в Орел и Харьков.

Последнее десятилетие в истории Красноярского завода комбайнов – яркий пример трансформации советского промышленного гиганта в эффективное и успешное предприятие рыночной экономики. За эти 10 лет он пережил всякое. Первые пять лет получились непростыми – начиная с 1993 года, завод стал стремительно терять заказы и сворачивать производство. В середине 90-х годов один из двух главных комбайновых заводов СССР, рассчитанный на производство 25000 зерноуборочных машин в год, производил от силы несколько сотен комбайнов. Для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, на предприятии было налажено производство зонтов и товаров народного потребления. Задолженность по заработной плате достигала 14 месяцев.

Ситуация начала меняться с 1998 года, когда на завод пришла новая команда менеджеров во главе с Юрием Коропачинским и Вадимом Кирилловым. Принятые меры по оптимизации системы производства и продаж комбайнов вместе с резким ростом цен на импортные комбайны, вызванном обвалом курса рубля осенью 1998 года, положительно сказались на судьбе предприятия. Начиная с 1998 года, производство комбайнов росло на 20-30% каждый год. К 2000 году Красноярский завод комбайнов вышел на уровень производства 3000 зерноуборочных машин в год – в 10 раз больше, чем 3-4 года назад.

Сегодня красноярские комбайны работают на полях практически всех регионов России, Украины и Казахстана. Если в советские времена рынки сбыта между производителями комбайнов были поделены по географическому признаку, то в рыночной экономике на первое место вышло качество техники, ее экономическая эффективность и надежность. Поэтому, помимо традиционных для сибирских машиностроителей регионов – Казахстана, Сибири, Дальнего Востока и Урала, сегодня красноярские «Енисеи» активно выходят на рынки Поволжья и юга России, Украины и других стран СНГ. Доля рынка красноярских комбайнов в России достигает 45% и продолжает расти.

Между тем, на самом предприятии продолжаются знаковые изменения. В 2000 году на базе Красноярского завода комбайнов был создан «Сибирский машиностроительный холдинг». Его учредителями выступили администрации 4-х регионов Сибири и три сибирских машиностроительных завода – Алтайский тракторный, Алтайский дизельный и Красноярский комбайновый. Объединение сбыта продукции заводов позволило уже в первый год работы увеличить объемы продаж каждого предприятия в среднем на 30%. За два года в состав холдинга вошли Назаровский машиностроительный завод, Сибирский судостроительный завод и Красноярский завод прицепной техники.

В январе 2003 года на базе Красноярского завода комбайнов было создано производственное объединение ПО «Красноярский завод комбайнов», в которое вошли Назаровский машиностроительный и Сибирский судостроительный заводы. Красноярский и назаровский заводы уже были частью единого объединения по производству зерноуборочных комбайнов до 1993 года, но после приватизации стали самостоятельными предприятиями. Теперь они объединились уже на новом уровне.

А вот Сибирский судостроительный завод заслуживает отдельного упоминания – ранее он никакого отношения к производству комбайнов не имел. Когда предприятие переживало кризис и вошло в состав «Сибмашхолдинга» на его мощностях по производству понтонных переправ было решено развернуть производство мостов ведущих колес для красноярских комбайнов. Таким образом, одновременно была проведена конверсия предприятия и решена проблема надежного моста, что долгое время оставалось слабым местом красноярских комбайнов. Ранее мосты ведущих колес закупали в Херсоне и Таганроге, а теперь их производство наладили в Сибири – вот пример нового подхода к схемам развития бизнеса.

Впрочем, восстановлением разрушенных производственных связей красноярские комбайностроители не ограничились. В марте 2003 года на учредительном съезде в Москве была создана крупнейшая машиностроительная корпорация России «Агромашхолдинг». В состав его вошли ведущие производители сельхозтехники – Волгоградский тракторный завод, Красноярский завод комбайнов, завод «Алтайдизель». Позже новый холдинг пополнили Орловский завод комбайнов и Кустанайский дизельный завод. В результате на бизнес-карте России появилась крупнейшая в СНГ машиностроительная корпорация с объемом продаж более 240 миллионов долларов и численностью работающих более 24 тысяч человек. Объединение машиностроителей пяти заводов России и Казахстана позволило значительно расширить рынки сбыта как для красноярских комбайнов, так и для волгоградских тракторов и качественно изменить систему дилерских и северных центров холдинга в СНГ.

Новой тенденцией в развитии производства зерноуборочной техники стало создание Орловского завода комбайнов. Сегодня нем заводе собирают зерноуборочные комбайны из машинокомплектов Красноярского завода комбайнов – «Енисей-950» (»Руслан») и «Енисей-1200 НМ». Уже в этом году на заводе в Орле планируется собрать 500 зерноуборочных комбайнов. Также здесь создан крупный региональный склад запчастей к комбайнам «Енисей» и дилерский центр. Это может оказать существенное влияние на расстановку сил на рынке зерноуборочной техники Украины. Впрочем, только этим возвращение комбайнов «Енисей» на историческую родину не ограничится.

Сейчас ведется подготовка создания на мощностях украинских машиностроительных заводов сборочного производства комбайнов «Енисей» также, как это уже сделано на заводе в Орле. По словам президента «Агромашхолдинга» Юрия Коропачинского, производство комбайнов будет налажено на мощностях Лозовского кузнечно-механического завода в Харьковской области. Еще до конца года там планируется выпустить первый комбайн, а в следующем выйти на уровень 500 собранных комбайнов в год. Логичным шагом было бы вхождение в состав «Агромашхолдинга» и лидеров сельхозмашиностроения Украины – ведь ведущие предприятия России и Казахстана уже объединили свои усилия по сбыту и продвижению продукции.

Отдельно стоит рассказать об успешном инвестиционном сотрудничестве красноярских комбайностроителей со знаменитым немецким концерном «Даймлер-Крайслер». Договор о сотрудничестве машиностроителей Сибири и Германии был подписан в марте 2002 года во время визита Владимира Путина в Германию. Подписание договора об инвестициях «Даймлер-Крайслер» в сибирское машиностроение неслучайно прошло во время встречи Владимира Путина и Герхарда Шредера. Производство современных и эффективных комбайнов в Сибири является для России проектом государственного масштаба. Только в этом году на заводе в Красноярске было собрано более 350 комбайнов «Руслан» при том, что в прошлом году было выдано всего 100 машин за весь год. А в третьем квартале на завод поступит первое оборудование, закупленное по контракту с «Даймлер-Крайслер» на сумму 1,3 млн евро. Параллельно ведется подготовка установки двигателей «Даймлер» на комбайны «Енисей».

Таким образом, за последние 5 лет предприятие, которое производило зонты вместо комбайнов, чтобы свести концы с концами, превратилось в лидера машиностроения России, продукция которого пользуется стабильным спросом на рынках СНГ, а участие в развитии предприятия принимают ведущие машиностроительные концерны мира. О перспективах красноярских комбайнов в ближайшие 5-10 лет остается только догадываться. А 100-летие выпуска в Красноярске первого зерноуборочного комбайна, наверняка, будут отмечать не только в Сибири, России и СНГ.

События месяца

 

 

 



Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер
Copyright 2002
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта Оникс-Интернет
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"
[an error occurred while processing this directive]