СПЕЦВЫПУСК

  Макроэкономика районов края

Зам. губернатора Красноярского края
А.Р. Сараев
Шаг в будущее

Программа социально-экономического развития районов края на пятилетку позволит многим из них встать на ноги, используя собственный потенциал.
В прошлом году в рамках региональной целевой программы социально-экономического развития края до 2005 года администрация края взялась за разработку перспективного развития каждого муниципального образования, находящегося на территории Красноярского края. Исходя из этого, города и районы представили программы перспективного развития. Эта работа позволит выявить скрытые возможности, пополнить собственную казну, исключить финансовое голодание на несколько лет вперед и, наконец, навсегда забыть такое понятие, как дотация, став самодостаточными территориями.

- Александр Русланович, как возникла идея свести воедино ресурсные возможности каждого района нашего края?

- Идея создать программу социально-экономического развития края на пять лет принадлежит губернатору Красноярского края А.И.Лебедю. Это было одним из пунктов его предвыборной программы. Мы понимаем, что местная власть - это власть, наиболее близкая к людям, и потенциал Красноярского края как субъекта Федерации прежде всего складывается из потенциала входящих в него территорий. Не изучив потенциал каждого района, нельзя говорить ни о среднесрочных, ни о долгосрочных перспективах края в целом. Этот потенциал складывается из природных ресурсов, из той базы, которая была создана в дореформенное время и в последующие 10 лет. Это надо администрации края, но прежде всего необходимо самим районам.

Данная работа помогла главам городов и районов лучше узнать самих себя. Большинство из них увидели себя как бы со стороны, проанализировали свое финансовое состояние, разобрались с ресурсами, определились с возможностями. Надо сказать, эта работа активизировала их.

Главная задача этих программ - синтез тех возможностей, которые имеются в районах края. Сейчас разработка программ находится в стадии завершения. В ближайшее время во всех имеющихся по каждому району проектах просчитывается экономический эффект и определяется, какие из них попадут в бюджет развития на 2002 год.

Важно, чтобы глава мыслил на перспективу. Каждый день можно добывать горючее, ломать голову над тем, как выдать зарплату учителям, решать вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Но если глава не будет видеть перспективы, тогда эта работа не будет иметь никакого смысла. Вот почему в 1999 году мы поставили перед каждым районом задачу сделать программу социально-экономического развития как минимум на пять лет.

- Почему именно на пять и кто, кроме администраций городов и районов, принимал участие в создании перспективных программ?

- Мы прекрасно понимаем, что вопрос долгосрочного прогнозирования в наше время - очень сложный, поэтому взяли пока пятилетку, но у нас есть и проект концепции развития края на 10 лет вперед. Было привлечено немало специалистов. Непосредственное участие в этой работе приняло Главное управление стратегического развития при ГУРЭП - управляющий орган, который дает методику, квалифицированные консультации, контролирует и частично продвигает проекты. Многие районы привлекли к составлению программ аудиторские фирмы. Кроме этого, управления и комитеты администрации по своим направлениям инспектировали каждое предложение, заявленное в программе, с точки зрения края и взаимодействия с каждым регионом, определяли, какие направления наиболее выгодно развивать уже в ближайшее время. Ведь бывает так, что в рамках района инвестиционный проект - рентабельный, но как только мы его распространяем на соседние регионы, он становится нерентабельным, а значит, вкладывать в него бюджетные деньги не следует.

- Во многих районах есть масса невостребованных ресурсов, каким отдать предпочтение?

- Действительно, каждый район, который имеет запасы угля, хотел бы развить у себя угольный разрез. С точки зрения района, это, наверное, правильно, но когда мы начинаем исходить из интересов края, получается, что если разрез вырабатывает менее 120 тысяч тонн угля в год, он нерентабелен. Поэтому при формировании перспективного развития каждый район должен ориентироваться на соседей. Оптимально, например, на западе края развивать Балахтинский разрез, а не соседние, несмотря на то, что там тоже есть запасы угля. Иначе дело обстоит с минеральной водой. Этот рынок у нас довольно-таки обширный. И пусть хоть каждый район, имеющий минеральные источники, развивает это производство. При определенных условиях это может принести немалый эффект. У нас в крае не хватает кирпича. Его завозят из Кемеровской области. И это в то время, когда в Иланском районе есть прекрасное месторождение глины. Но глина эта находится на территории предприятия, и возникает вопрос собственности. Считаю, в данном случае надо объединить усилия.

- Вы часто бываете в районах и, наверное, замечаете изменения, происходящие там?

- Я посетил немало территорий края. Каждый район отличается своим особым менталитетом, психологией, общественным сознанием. Во многих районах главы мне говорили, что за 10 лет они ничего не развалили. Но ведь за это же время другие районы что-то создали. Смотрите, как развивается Игарка. Я был поражен их совхозом. Жители Красноярска потребляют в основном восстановленное молоко, а вот 75 процентов рынка заполярного города заполнено натуральным, качественным совхозным продуктом. Пять тысяч кур несут яйца с двумя желтками! Это перспективный рынок для промышленного Норильского района.

- Какие главные проблемы у краевой власти возникли в связи с работой над программой?

- Проблема в том, что нынешнее административно-территориальное деление края не соответствует экономическим возможностям. Обилие органов местного самоуправления размывает финансовый ресурс, не дает возможности проводить единую политику по районам.

Губернатор считает, что преимущественно помощь надо оказывать тем, кто пойдет по пути организации единого укрупнения. Ведь налоговые инспекции, органы внутренних дел, казначейство у многих - одни. Мы пока не можем проанализировать отдельные данные по Минусинску и Минусинскому району, потому что налоговая инспекция не разделяет эти образования. Для них это один территориальный субъект.

А вот Лесосибирск, например, может иметь право на существование как центр Енисейского района, как и Енисейск, который объявлен памятником культуры и, возможно, будет финансироваться из фонда ЮНЕСКО. Ачинск и Ачинский район объединять нерационально, потому как Ачинск - большой город со специфическим промышленным потенциалом. В мировой практике, если город насчитывает более 100 тысяч жителей, он является отдельным муниципальным образованием.

- Получается, что медленно, но верно мы идем по пути объединения - до недавнего времени у нас было 495 органов местного самоуправления.

- Сейчас, благодаря тому, что проведены референдумы, их стало меньше. Единым муниципальным образованием стал Норильск, практически едиными стали Богучанский и Ермаковский районы, единый бюджет в Игарке, хотя и нет статуса единого муниципального образования. Замечено, что те районы, которые пошли по пути укрупнения, имеют более ясные перспективы, их текущая деятельность более успешна. Тот же Северо-Енисейский район - три года назад был трансфертной территорией и имел только одно рентабельное предприятие. Сейчас это донорский регион. Здесь около 20 рентабельных предприятий.

- И все же, каковы возможности городов и районов края, и все ли их проекты будут учтены?

- В крае практически нет бесперспективных территорий. Неплохое будущее, например, у Партизанского и Богучанского районов. Сильные программы представили администрации Березовского, Ужурского, Партизанского, Енисейского районов. Правда, есть проблемы в просчете экономического эффекта. Речь не идет о проектах, которые дадут социальный эффект. Если их внедрение уменьшит, к примеру, безработицу или даст дополнительные рабочие места - тогда к ним особый подход.

- Раньше районы сводили свою задачу к тому, чтобы побольше выбить фонд финансовой поддержки. Означает ли это, что времена изменились и теперь надо рассчитывать только на себя?

- Финансовый ресурс - это следствие той экономической политики, которую ты проводишь у себя на территории. Поэтому о бюджете, доходах, фонде финансовой поддержки можно говорить только после того, когда явно виден экономический потенциал. Если нет перспективных показателей, о каких бюджетных нуждах ведется речь? И еще очень важно, что в этом году мы впервые при формировании бюджетов районов будем использовать такой показатель, как оценка налогового потенциала. Этот показатель раньше применялся Минфином к субъектам Федерации. Мы распространим эту практику внутри края. Оценка налогового потенциала - это часть оценки экономического потенциала. Он дает возможность выявить более конкретно недоработки, установить причины образования недоимки. Как правило, в районах из 200, например, налогоплательщиков по-настоящему платят около 50. Так вот, с каждым из этих пятидесяти надо предметно работать, надо любить своего налогоплательщика. В этом году, кроме всего прочего, будем оценивать районный налоговый потенциал - это один из критериев работы главы, его аппарата и администрации.

- Вы говорите о предметной работе с налогоплательщиками, несмотря на форму собственности - частную или акционерную?

- В каждом надо видеть прежде всего налогоплательщика. Когда говорят, что ничего не могут сделать с этим налогоплательщиками, это неправильная позиция: власть у нас отвечает в принципе за все. И если твой налогоплательщик нерадив - иди в краевую администрацию, бей в колокола, начинай искать инвестора, поднимай общественное мнение, у тебя ведь ресурс власти. Это нонсенс, когда объекты социальной инфраструктуры не относятся к муниципальной собственности. В Шарыпово, к примеру, приватизирован водозабор, в Канске - коллектор биохимзавода был частной собственностью. А сколько вариантов, когда котельные находятся в Уставе акционерных обществ, когда от собственника зависит, кто будет мэром или главой данного поселка? К сожалению, в Красноярском крае сейчас отозвалось эхо либерального перехода к рынку, когда краевая власть максимально отстранялась от управления этими процессами.

- Не означает ли это то, что нынешнее перспективное планирование направлено на усиление государственной власти?

- Именно так. Разработка стратегии - это вообще одна из функций власти. Никто, кроме власти, в стратегии не делает разработок. А если нет стратегии, хозяйствующий субъект не знает, как себя вести, и сводит свою задачу к тому, чтобы больше получить для себя, а деньги увести куда-то в тень.

- А как быть с социальными нормативами?

- Социальные нормативы, как и прежде, будем планировать. Мы будем держать средний уровень по краю и финансировать всех, потому как государственные услуги должен получать каждый житель края, независимо от того, как работает его глава. Мы должны гарантировать определенные стандарты по образованию, здравоохранению, социальной защите, культуре. Тот, кто достиг более высоких результатов, имеет возможность больше средств направить на развитие. Из налогов ресурсы изыматься не будут, и мы не станем меньше финансировать такой район.

- Александр Русланович, каков кадровый потенциал глав территорий?

- Кончился тот период, когда главами избирались случайные люди. Сейчас в основном это разные по уровню подготовки, по своему видению проблем специалисты. Мы ведем целенаправленную работу, создаем различные курсы в нашем учебном центре: ко второму-третьему году глава становится более компетентным.

К примеру, в 20 километрах от Нижнего Ингаша есть деревня Тинская, глава сельсовета С.Г.Корольков все, что было в упадке, брал в муниципальную собственность, и создалось у него таким образом многоотраслевое хозяйство. На территории этого сельского совета отремонтированы дороги, озеленены улицы, люди вовремя вывозят мусор. А все потому, что он установил премии в 200 рублей образцовым хозяевам. Такие небольшие стимулы очень влияют.

- Можно ли говорить о каких-то предварительных проектах? Что будет развиваться в крае в ближайшие годы?

- В Северо-Енисейском районе - это строительство нефтеперерабатывающего завода, в Богучанах - окончание строительства ЛЭП и строительство нефтеперерабатывающего завода и нефтепровода. В Мотыгинском районе - это Васильевский рудник, в Партизанском районе - угольный разрез, но еще более короткий путь к увеличению доходов - это производство картофельных чипсов. Абанский район - это озеро Плахино. Новоселовский - прекрасное водохранилище, где можно организовать цивилизованный отдых. К этому проекту мы подключили туристическое агентство “Дюла-тур". Затраты минимальные - на установку стационарных домиков, оснащение пунктов проката, организацию базарчика. Человек приехал на 2-3 дня, за стоянку машины заплатил, за переправу на пароме, за въезд. В целом для одного туриста это небольшие деньги, а району дополнительная прибыль. То же - и в Краснотуранском районе. Дивногорск - великолепный горнолыжный курорт. Этот проект край поддерживает. Замечательных мест в крае очень много. К сожалению, великолепная природа Красноярского края не используется как экономический ресурс. Самое тяжелое - это заставить руководителя мыслить на перспективу, потому что решение текущих проблем занимает очень много времени.

- Что вы посоветуете главам?

- Во-первых, плотнее работать с краевой администрацией в плане реализации этих перспектив, ведь цель у нас одна - улучшить жизнь населения.

- Какой экономический эффект вы ожидаете? Увеличится ли количество территорий-доноров?

- Мы надеемся, что к 2005 году мы создадим на уровне края механизм перехода средств из сырьевого сектора в сектор более высокой обработки при помощи имеющихся у нас рычагов по землеотводу, по ресурсным налогам, по увеличению рентных платежей и т.д. В связи со всеми проведенными мероприятиями в крае увеличится число территорий-доноров. У нас есть концепция социально-экономического развития края до 2010 года, в нее вошли в комплексном виде различные направления. В материалах этого номера вы познакомитесь со многими из них.

Беседовала Елена Баранникова

Посмотреть

Перед вами специальный выпуск интернет-журнала "Миллион", в котором объединены 58 муниципальных образований Красноярского края. Каждый регион по-своему интересен, уникален и замечателен, каждый вызывает особую гордость. В этом мы убедились еще раз, работая над материалами этого номера.
Данное издание - попытка сблизить наши города и районы, чтобы их руководители больше знали друг о друге, имели представление о том, чем занимаются коллеги в различных территориальных образованиях Красноярья, какие планы на будущее строят. Возможно, перспективы развития той или иной территории окажутся близки, а значит, есть основа для того, чтобы наладить совместное сотрудничество.
Мы хотим, чтобы главы городов и районов нашего края узнавали друг друга, находили время для общения или хотя бы просто для того, чтобы поздравить коллегу с днем рождения.
Отрадно, что на этом пути мы встретили поддержку глав городов и районов нашего края. Многие из глав местного самоуправления серьезно отнеслись к данному проекту и оперативно подготовили материалы, представленные в данном издании.
Мы благодарны за помощь заместителю губернатора Красноярского края А.Р. Сараеву и первому заместителю начальника Главного управления по телерадиовещанию, печати и информации администрации края Е.А. Цветкову, а также работникам управления по организации взаимодействия с органами местного самоуправления. Отдельная благодарность коллективу отдела прогнозирования развития территорий Главного управления развития экономики и промышленности администрации края и лично его начальнику Н.А. Ортиковой, а также коллективу журнала "Миллион".

Елена Баранникова,
автор и координатор проекта



Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер
Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"
[an error occurred while processing this directive]