? 7 (46) ИЮНЬ 2001

  Культура

Григорий Концур.
Григорий Концур: «Опера - вся моя жизнь»

31 мая на сцене Красноярского театра оперы и балета состоится концерт-бенефис Григория Концура, заслуженного артиста республики Тыва, ведущего солиста, чье имя входит в число первооткрывателей основателей красноярской оперной труппы (с 1977 года).

В нынешнем сезоне певец отмечает свой 60-летний юбилей. Обладатель редкого по природе голоса баса полного диапазона, с удивительно разносторонними актерскими способностями, Г. Концур пример беззаветного служения искусству оперы, в его творческом багаже уникальные, масштабные работы (свыше 40 партий), отмеченные высоким профессионализмом и удивительной одухотворенностью Борис Годунов, Полоний, Базилио, Мефистофель, Кончак, Гремин, Сусанин. Накануне праздничного вечера состоялся наш разговор с юбиляром о традициях, культуре и истории, о том, что волнует сегодняшнее поколение России, о месте человека в искусстве.

- Григорий Васильевич, случайно ли появился в вашей судьбе Красноярск? Ведь после успешного окончания Одесской консерватории вы уже имели 10-летний опыт в Донецком и Воронежском театрах. Что послужило поводом такого судьбоносного решения?

- Причина была, скорее, личного порядка, поскольку в Воронеже я был солистом, а моя жена, сокурсница по консерватории, певица Леся Шевченко (безвременно ушедшая) тогда в театре не имела возможности реализоваться в полной мере. Это человек высочайшей культуры, в ее репертуаре были редкие, сложнейшие партии (Бах, Гендель, Шуберт), я многому научился и благодарен ей всю свою жизнь. Без спектакля артиста не существует так мы вместе оказались в Красноярске.

- Наверное, в вашем случае совпало личное и профессиональное, возможно азарт, молодой коллектив, сама идея создать в Сибири свой театр, как-то испытать себя. Помните ли вы свой первый сезон?

- В свое время здесь собрался потрясающий коллектив, молодой, дерзновенный. Приезжали ведь со всей страны, на каждое место проводился конкурс. С высоты своего возраста я вижу, что нам с театром очень повезло: приезжали и столичные мастера, которые увлекали труппу новыми проектами. Три состава исполнителей были высочайшего класса ведущие сопрано, драматические и лирические тенора, баритоны, басы& Репетиции перед премьерой шли каждый день, театр еще не достроился, а первые спектакли «Князь Игорь» «Евгений Онегин» уже были, что называется, «горячими» Конечно, к зиме это затяжное ожидание сказалось на открытии сезона в «Князе Игоре» подвела техника круга, который смогли развернуть только через несколько часов, в результате спектакль закончился только к часу ночи. Но публика ждала, ликовала эти аплодисменты были непрекращающимися.

Судьба свела меня в Красноярске и с первым дирижером театра Игорем Шавруком, которого хорошо знал по Одесской консерватории, даже когда-то «сосватал» его на дирижирование. Вот так жизнь свела нас в Сибири. Многие таланты тогда открылись в нашем оперном, были спектакли, которые могли составить хорошую конкуренцию опытным театрам. Но, к сожалению, за первые годы многих не смогли удержать в труппе. Это, видимо, удел провинциальных театров&

- Какие роли вы считаете этапными, значимыми в своей творческой биографии?

- Я обожаю партию Скулы («Князь Игорь» , Гремина, очень сильно связан с ролями, в которых певец может показать человеческую суть характера, масштабность и многогранность. Так в репертуаре появился Мельник («Русалка» , Хованский («Хованщина» , Кончак, Борис Годунов&

- О роли Бориса Годунова хочется говорить с особым трепетом. Я очень хорошо помню из личного студенческого опыта эту вашу уникальную работу.

- Каждый человек для чего-то создан. Я всегда относился к этой партии с благоговением, никогда не учил ее специально, но мечтал спеть. Возможно, это та вершина музыкальной драматургии, которая всегда остается недоступной. И так случилось, что с этой ролью повезло: в 1992 году в Красноярск приехал Арнэ Микк, известный эстонский режиссер, и предложил попробовать спеть Бориса в премьерном спектакле. Я до сих пор помню эту постановку, такое было сверхнапряжение, ответственность, что, кажется, упади встать непросто. Эта роль счастье, но требует много сил не спишь ночь до и после спектакля, а попробуй забрать эту музыку невозможно. Я настолько люблю музыку этого композитора, что всю жизнь стараюсь петь, поклоняясь его гению. Повезло спеть практически весь камерный басовый репертуар Мусоргского (песни, романсы, циклы), зачитывался его удивительными дневниками. Ведь этот многогранный музыкант жил ежеминутно музыкой, сам был автором либретто своих опер. Когда я пел партию Черевика в «Сорочинской ярмарке» в Воронеже, мне казалось, что Мусоргский украинец больше, чем я, настолько он проникся культурой, стихом.

- И все же, возвращаясь к образу Бориса, что вы определили для себя главным в создании его характера?

- Мне кажется, удалось воплотить (и я всегда стремился к этому) именно душевные качества Бориса совестливость и боль за свой народ: «О совесть лютая, как страшно ты караешь!» Сегодняшняя Россия утратила главное, и трагедия в том, что постепенно исчезают эти священные понятия совести, чести, достоинства, гордости человеческой. Люди потеряли инициативу, веру в себя, мы все время ждем царя, того, кто нас поведет. Наш народ слишком многое вынес, он, словно побитый голодный пес, который, оставшись без цепи, совсем беспомощен. Моя мама похоронила в голодные 20-е годы 13(!) членов семьи, она осталась одна, младшая, потому как ей по эстафете старшие передавали кусок хлеба, спасая от голода. Это была настоящая украинская семья, в которой ее уберегли ценой собственных жизней. Отец до Берлина «дополз на брюхе»

- Год вашего рождения 1941-й. Каким было ваше детство, и как закалило характер это суровое время?

- Детство было прекрасным: мы были голодные, но счастливые, росли свободными детьми. Стакан орехов, кусочек сала это была неимоверно вкусная еда. Сталину пели песни, но всегда пошучивали меж собой («Спасибо Сталину-грузину, что обув на всих резину» . Конечно, понимали это тяжелое время, работали, росли честными, с верой в светлое будущее.

- Украина, словно маленькая Италия, страна, в которой очень сильны и удивительны певческие традиции. В чем секрет природной школы украинского bel canto?

- Вероятно, традиции идут с допетровских времен, когда Украина была на сто лет впереди России, был университет, сложилась государственная система. Певческая культура и традиции объясняются, на мой взгляд, мелодичностью и поэтикой украинского языка: слова плывут, в них нет раскатистых «р» «с» Любое слово очень ласковое, мирное, спокойное; украинцы ведь никогда в мире никого не завоевывали, сохранили свой этнос, культуру, песни. В нашей семье пели всегда на пять-шесть голосов, мама знала много песен. Конечно, профессионально я не сразу пришел к музыке. Сначала увлекло звучание духового оркестра, потом мой первый учитель в школе (а впоследствии министр культуры Украины) посоветовал серьезно заняться пением, такой был случай благословения. Много усилий, препятствий пришлось преодолеть быстро учился, упорство помогало всегда. К примеру, мой педагог по вокалу, профессор О. Н. Благовидова, работала первые два года со мной по курсу драматического баритона, но я все же на 3-м курсе смог переубедить её, настоять, что мой репертуар басовый.

- Чем вас «греет» Сибирь?

- Безумно люблю природу, покой и красоту земли. Я всю жизнь ищу запах тайги. Если бы тогда, в 1977-м, мне показали Сибирь зимой, наверное, не приехал бы суров и морозен климат. Но впервые я увидел тайгу осенью, и с тех пор эта любовь остается и манит удивительным покоем.

- Оглядываясь назад, о чем думаете?

- Многое хотелось спеть из Рахманинова, Шостаковича, Глинки, мечтал в Красноярске вновь прожить судьбу Сусанина, воплотить на сцене образ короля Филиппа. Опера, Красноярский театр это вся моя жизнь. Я научился здесь что-то делать в своей профессии, может быть, какую-то частичку того бездонного океана Музыки. Как говорят: с тех пор, как ты подумал, что все умеешь ты ничего не умеешь. Наша профессия всегда в пути. Ничего нет лучше хорошего исполнения в опере, и, я думаю, в XXI веке этот великий жанр должен сохраниться, возможно, и в новом качестве нам есть что беречь и развивать!

Анжелика ЛИСОВА

Использованы фотографии из личного архива Г. Концура и архива КГТОиБ

События месяца

НЕ ЖАЛЕТЬ СРЕДСТВ
НА ЭКОЛОГИЮ

Уровень загрязнения атмосферы в Красноярске остается высоким. Поэтому на внеочередной сессии горсовета были рассмотрены две целевые программы...

ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЕНСИЯ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Госдума приняла закон, предусматривающий повышение пенсий Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней.

В КРАЕ БУДЕТ
НОВЫЙ ПРОКУРОР

Генеральный прокурор России рассмотрел рапорт и принял отставку прокурора Красноярского края И.А. Борисенко. 6 июня издан приказ об увольнении Борисенко на пенсию по выслуге лет.

СТРОИТЬ БОЛЬШЕ
КРАСИВЫХ
И НАДЕЖНЫХ МОСТОВ

Важный социальный заказ получили труженики Восточно-Сибирского завода металлоконструкций - изготовление моста через реку Чулым, который соединит Назаровский и Козульский районы.

ЛУЧШИЕ МЕНЕДЖЕРЫ
РОССИИ

III Всероссийский конгресс лучших менеджеров, состоявшийся в Москве, наградил дипломом лучшего менеджера России генерального директора ООО "Минал" Геннадия Терещенко.

СТРОИТЬ
НЕ ТОЛЬКО МОСТЫ,
НО И ТОННЕЛИ

К концу нынешнего года планируется сдача новой нитки Нанхчульского тоннеля на Абаканском отделении Красноярской железной дороги.

ИЗ ДОТАЦИОННЫХ
В САМОДОСТАТОЧНЫЕ

Северо-Енисейский район официально стал единым муниципальным образованием. После проведенного 3 июня референдума здесь в семи из 14 населенных пунктов вообще ликвидированы органы местного самоуправления.

ИРАН С КОСМОСОМ СВЯЖЕТ КРАСНОЯРСК

В Красноярске побывала делегация посольства исламской Республики Иран в РФ во главе с послом Ирана господином Сафари Мехди.

СОЮЗ
ТРАНСПОРТНИКОВ

О создании транспортного кулака заявил представитель Министерства транспорта РФ на совещании, проходившем в Красноярске под флагом Сибирского федерального округа.

ДЕТИ ДОВОЛЬНЫ -
РОДИТЕЛИ СПОКОЙНЫ

Нынешним летом пятьдесят детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет, чьи родители работают в "Норильскгазпроме", отправятся отдыхать на Черноморское побережье.

НАДЕЖНАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ СВЯЗЬ НА СЛУЖБЕ ГАЗОВИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ

Телефонная связь для норильских газовиков - необходимое условие оперативной и надежной работы стратегических коммуникаций ОАО "Норильскгазпром".

"НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"

В первой половине 2001 года увидел свет Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году.

 

 


 

Наши партнеры:

 

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"