№ 5 (44) АПРЕЛЬ 2001

  Автомир

История Rolls-Royce

“Роллс-Ройс” - символ “британизма”. Эмблема компании, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна история гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу эмблема была красной, но в 1930 году стала черной, поскольку почти все эмблемы в это время были черно-белыми (а не в знак траура после смерти Ройса в 1933 году, как это считалось).

Роллс Чарльз Стюарт (1877-1910 г.г.)
Английский аристократ, спортсмен и предприниматель, один из пионеров автомобильного дела и авиации. Родился в аристократической семье в местечке Хонмаут (Монмаус). Образование получил в Итоне и Кембридже, где ему была присвоена ученая степень в области механики и прикладных наук. Будучи студентом, увлекся автомобильным спортом и воздухоплаванием. Во время поездки во Францию окончил курсы пилотов-аэронавтов и вступил во французский аэроклуб. Перед возвращением домой купил автомобиль "Пежо", который стал первым в Кембридже. Увлекающаяся натура, он активно участвовал в организации Королевского автомобильного клуба Великобритании, принимал участие в соревнованиях, устанавливал рекорды скорости. В 1903 году основал фирму под названием "Роллс энд Компани", специализировавшуюся на продаже известных марок - "Панар" и "Миневра". Познакомившись с Генри Ройсом, в декабре 1904 года подписал с ним соглашение о создании компании "Роллс-Ройс". Занимаясь бизнесом, Роллс оставался активным спортсменом-авиатором. В 1906 году занял третье место в соревнованиях аэростатов на Кубок Гордона Беннета, перелетев через Ла-Манш из Франции в Англию. В июне 1910 года дважды пересек Ла-Манш на аэроплане. 12 июля 1910 года погиб в авиационной катастрофе во время показательных полетов.

Но вернемся к началу. Замысел этой компании родился в отеле "Мидланд Хотел" в Манчестере 1 мая 1904 года. В этот день встретились Чарлз Роллс - гонщик, начавший свой бизнес в 1902 году с продажи британским аристократам машин с континента, и Генри Ройс - проектировщик и производитель электромоторов и кранов, который был недоволен продаваемыми машинами и мечтал разработать свою собственную - "автомобиль выше всякой критики". В декабре 1904 года было подписано совместное соглашение о создании компании по выпуску и продаже автомобилей, получившей название "Роллс-Ройс". Причем Роллс брал на себя коммерческую часть, а производственно-техническая сторона дела ложилась на Ройса. Амбиции молодого аристократа простирались так далеко, что он поставил себе цель выпускать самые лучшие автомобили в мире.

Уже в 1906 году из ворот предприятия под названием "Роллс-Ройс Лтд", созданного компаньонами в городе Крю, выкатился новый автомобиль "Роллс-Ройс 40/50". При помощи трехскоростной коробки передач автомобиль разгонялся до 105 км/час. Подвеска была рессорной, а кузова изготовлялись по индивидуальному заказу клиентов бывшими каретниками, ставшими первыми автодизайнерами. В 1907 году один из автомобилей этой серии, получивший за свой цвет имя "Серебряный призрак", устанавливает рекорд - проходит без остановки 24 тыс. км. Каково же было удивление механиков, когда, осмотрев авто после марафона, они обнаружили, что износ его деталей оказался минимальным! Модель стала одной из наиболее популярных машин своего класса и продержалась на конвейере до 1926 года.

В 1909 году один из таких "Роллс-Ройсов" приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Именно он составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Кузов для машины лорда изготовило ателье "Беркер". Им был четырехместный фаэтон. Но, чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман. Художник нашел простое и изящное решение: он создал "Дух восторга" - некое рукокрылое божество - фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии, волею провидения спустившуюся на "роллс-ройсовский" капот и там застывшую, чтобы передать дух автомобиля - разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли "вульгарности, фривольности и ража", как в символах черных котов или полисменов, водружаемых многими автовладельцами на крышки радиаторов.

Немногим известно, что прообразом "Духа восторга" стала личный секретарь лорда Белью - Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен Сайкс. "Летящая леди", как скоро стали называть талисман, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля, сделанного в Британии. Поначалу ее делали из баббита, позднее - из бронзы и хромированной стали. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, "коленопреклоненная", выпускалась в 1934 году. "Летящая леди" и сейчас является символом фирмы "Роллс-Ройс", а модель "40/50" до 1925 года была растиражирована в количестве 6173 экземпляров в Великобритании и 1703 - в США.

Век серебра

В 1922 году, через 12 лет после смерти своего компаньона Роллса, Фредерик Ройс стал обдумывать проект создания новой модели, которая могла бы с честью заменить "Призрак". Было решено модернизировать 6-ти цилиндровый двигатель, сохранив его мощность, которая, как полагал Ройс, была оптимальной для автомобилей такого класса. В 1925 году первая машина новой серии, получившая имя "Серебряный фантом", вышла из заводских ворот. Уже в самом названии была заложена преемственность.

Новая модель существенно отличалась от своих товарок. Появились тормозные механизмы на передних колесах, чего не было у "Призрака". А усилитель тормозов оказался настолько удачным, что с незначительными доработками успешно использовался на всех последующих Rolls-Royce вплоть до 1996 года. От "Призрака" "Фантом" отличал и больший объем двигателя, который потребовался в связи с совершествованием системы зажигания и началом использования на RR крышки головки цилиндров.

Обе модели оказались настолько популярными, что несмотря на собственный автомобильный бум, в 1922 году в США был открыт филиал фирмы, в котором десять лет собирали "ройсы" для американского рынка. Обладателем одного из первых "Фантомов" стал "алмазный король" Оппенгеймер. Его машина имела персональное имя - "Черный бриллиант" и была оборудована специальным секретным сейфом для перевозки алмазов.

В 1928 году появляется промежуточная модель - New Phantom, имевшая уже алюминиевую крышку головки цилиндров, а через год - Silver Phantom 2, ставшая базовой для многих последующих моделей компании.

В 1936 году запускается в производство Silver Phantom 3 с 12-цилиндровым двигателем, на котором впервые стали использоваться наработки фирмы в области создания авиационных моторов. Однако судьба этой уникальной машины оказалась недолгой. Уже в 1939 году все возможности корпорации были переключены на авиацию. Надвигалась война.

Послевоенный ренессанс

Первая после войны машина родилась 23 октября 1946 года. Имя она получила традиционное - Silver Wraith ("Серебряный дух"). Через два года появилась Silver Dawn ("Серебряный рассвет"). Своими очретаниями "Рассвет" напоминал автомобиль компании Bentleu - Mark 1V.

В 1955 году корпорация разрабатывает и запускает в производство Silver Cloud ("Серебряное облако") и его прототип Bentlieu серии S. Затем были Silver Phantom 4, который становится привилегией членов королевских семей и глав правительств. Было выпущено всего 16 автомобилей этой марки, но и по сей день на дорогах мира можно увидеть их гордый профиль с восседающими внутри высочествами и превосходительствами. К "четверке" компания вернулась еще в 1978 году, когда единичный экземпляр легендарной машины был собран и подарен королеве Великобритании Елизавете II в день "серебряного" юбилея ее восшествия на престол.

Чуть менее элитарным стал Silver Phantom 5, который по профилю чем-то повторял "четверку". Всего за годы его производства продано 832 машины. А самым массовым RR стал Silver Shadow ("Серебряная тень"). Начало производства этой модели в 1966 году знаменовало новую эру в жизни компании. Кардинально изменились профиль машины, коробка передач, двигатель, тормозная система. Фактически был создан новый автомобиль, с которым предстояло выйти на более массовый рынок. Всего за годы производства с 1966 по 1977 было реализовано более 32 тысяч машин! Это был звездный час автомобилей "роллсов".

Под покровительством правительства

В 1971 году RR подписал контракт с американской корпорацией Lockheed Corporation на поставку двигателей RB 211 для новых самолетов TriStar. Проект, который показался привлекательным, оказался непосильным бременем для компании, и 4 февраля 1971 года, просуществовав 65 лет, компания объявила себя банкротом. Однако правительство, не желавшее допустить краха стратегической корпорации, национализировало фирму.

По иронии судьбы самолет, который стоил RR банкротства, так и не смог конкурировать на рынке и в 1984 году, едва поднявшись в воздух, был снят с производства.

Только в 1977 году вновь появилось частное предприятие Rolls-Royce Ltd. И лишь в 1980 году удалось выпустить Silver Spirit.

Ярмарка тщеславия

На севере британской столицы есть улица Бишоп-авеню. Вдоль улицы стоят дома стоимостью несколько фунтов стерлингов каждый. За роскошными оградами на зависть соседям выставлены самые разные модификации "рол-

лсов". Живут на коротенькой улочке наследные принцы, шейхи, шахи и прочие представители самых богатых семей мира.

Издревле популярны "роллсы" и в России. Началось все с того, что первые два автомобиля были у г-на Ульянова (Ленина). И хотя со временем их вытеснили отечественные "членовозы", еще один RR числился в коллекции второго Ильича - Брежнева.

Компания Rolls-Royce открыла свое представительство в Москве в середине 1993 года. С той поры, по словам одного из его сотрудников, "торговля машинами идет успешно, если принять во внимание класс автомобиля". Основными клиентами салона являются российские бизнесмены.

 

Фредерик Генри Ройс родился в 1863 году в семье мельника. Фред был самым младшим из детей. "Университеты" младшего Ройса начались в 12 лет, когда он уже работал рассыльным на почте. В девятнадцать лет он сумел найти работу в механической мастерской в Кентиш-тауне - одном из лондонских пригородов. Вскоре его направили в Ливерпуль, где он возглавил филиал лондонской компании. В 1884 году вместе с приятелем Ройс создает собственную фирму по производству электротехнических приборов.
Первое знакомство с автомобилем произошло у мистера Ройса, когда он приобрел французский "безлошадный экипаж" - De Dion Bouton Quadricuc-le, который был необходим ему для поездок на партии в бридж. Однако настоящее увлечение началось после замены De Dion на более совершенную машину Decauville. Фредерик Ройс усовершенствовал "француза", добавив некоторые собственные наработки в двигатель и укрепив ходовую часть. В 1903 году в мастерских Ройса было произведено компонентов и частей, достаточных для выпуска трех своих автомобилей!

 

Роман ПОПОВ

По материалам журналов "Автопилот", "Гараж", "Энциклопедии автознаменитостей"

 

События месяца

 НОРИЛЬСКИЙ ШЛАГБАУМ
В Государственной технической комиссии при президенте РФ состоялось совещание, на котором рассматривалось обращение губернатора Красноярского края включить Норильский промрайон в перечень территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан...

 ЗАРПЛАТА И ПЕНСИЯ СЕВЕРЯН
Наряду с окончанием переговоров по концепции заработной платы подписан приказ о делегировании полномочий структурным подразделениям ГМК "Норильский никел...

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Экспедиция глубокого бурения (ЭГБ) ОАО "Норильскгазпром" закончила строительство поглощающей скважины один-П, предназначенной для захоронения промышленных стоков Пеляткинского полигона...

 НАШИ В ГОССОВЕТЕ
Член Совета Федерации России, председатель Законодательного собрания края Александр Усс включен в состав одной из семи рабочих групп Государственного Совета Российской Федерации ...

 РЕАНИМИРОВАНО ПРОИЗВОДСТВО
На крупнейшем в Сибири предприятии текстильной промышленности ОАО "Кантекс" после двух месяцев простоя запущено отделочное производство ...

 ДЕТИ БУДУТ ОТДЫХАТЬ
На организацию отдыха детей в нынешнем году из краевого бюджета предусмотрено выделить 50 миллионов руб...

 НЕ ТОЛЬКО
ПИЛИТЬ
Правительство России и Всемирный банк подписали в Вашингтоне новый пилотный проект по развитию устойчивого лесопиления...

 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НОУ-ХАУ
На производственно-ремонтном предприятии "Красноярск-энергоремонт", как сообщает "Энергопресс", освоен метод полуавтоматической сварки ...

 НОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
Состоялись первые рейсы авиалайнеров с грузами АПК края в Заполярье, прошедшие под флагом Норильской продовольственной корпорации...

 СЕРЕБРО
У ФЛАГМАНА
ЗАО "Красноярский ДОК" удостоено международной награды "Каннская серебряная медаль" и звания "Флагман ХХI века"...

 ТРУДОВАЯ
СЛАВА РОССИИ
Коллектив мостоотряда №9 Абаканского филиала ОАО "Сибмост" удостоен звания лауреата конкурса "Трудовая слава России-2000"...

 БЕЗ МЯСА
И МОЛОКА
В этом году произошло сокращение численности основных видов скота...

 В ЭВЕНКИИ НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Им стал директор по развитию компании "Юкос" Борис Золотар...

 ЗЕЛЕНОГОРСКИЕ ПОДРОСТКИ
"УХОДЯТ"
В КОСМОС
Британский Совет совместно с институтом космических исследований РАН отобрал в рамках проекта "Международная школьная обсерватория" две российские школы...

 ЗВОНИТЬ СТАЛО ДОРОЖЕ
С первого апреля во многих регионах России (в их число вошел и Красноярский край) повысились тарифы на местную телефонную связь и поч...

 СОЮЗ
С АГРАРИЯМИ
СИБИРИ
Заместитель председателя правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, находясь в Барнауле, где проходило совещание аграриев Сибирского федерального округа и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", подписал с Красноярским краем соглашение о сотрудничестве...

 

 

 


 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"