? 8 - 9 (82 - 83) Октябрь 2004

  ТЕМА НОМЕРА: КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ - 70 ЛЕТ


СОБЫТИЯ

ИТОГИ

Красноярский завод комбайнов: все для победы

60 лет назад Красноярский завод комбайнов выпустил первую сделанную на сибирской земле зерноуборочную машину. Сегодня предприятие прочно занимает свою нишу в новейшей экономике страны. Но до сих пор на заводе бережно хранят память о страницах своей истории.


45% всей зерноуборочной техники, выпускаемой в России, производит Красноярский завод комбайнов


Все для фронта

История Красноярского завода комбайнов началась в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Совет Народных Комиссаров принял решение об эвакуации промышленных предприятий из западных областей СССР в регионы Сибири и Дальнего Востока.

В Красноярск был эвакуирован флагман советского сельскохозяйственного машиностроения - Запорожский завод 'Коммунар'. Спустя год к нему присоединился Люберецкий завод им. А.В. Ухтомского. Новому производственному объединению присвоили порядковый номер - '703'. С этим незамысловатым 'именем' и начал жизнь Красноярский завод комбайнов.

В экстремальных условиях, когда приходилось работать по 2-3 смены в неотапливаемых помещениях, машиностроители освоили производство военной продукции: наладили выпуск мин и снарядов, запустили литейный цех:

Спустя много лет, 4 мая 1985 года, за огромный вклад в общую победу над врагом Красноярский завод комбайнов был награжден орденом Отечественной войны I степени.


'Коммунары', вперед!

Шла война, но посевную и уборочную никто не отменял. И в феврале 1944 года на заводе приступили к сборке первых сибирских прицепных комбайнов 'Коммунар'.

С окончанием войны приток демобилизованных специалистов позволил в кратчайшие сроки увеличить объемы производства в 4,5 раза. Уже через два года с конвейера сошел тысячный комбайн.

Однако стремительное восстановление и развитие отечественного сельского хозяйства предусматривало принципиально новые требования к зерноуборочной технике. Время прицепных комбайнов закончилось - наступила эпоха комбайнов самоходных.


Сибирские 'самоходы'

Красноярцы к изменениям были готовы. Летом 1947 года на предприятии собрали первый опытный образец самоходного комбайна С-4. После успешных испытаний было начато его серийное производство.

Тогда же было положено начало международной славе предприятия. На КЗК побывала правительственная делегация Китайской Народной Республики во главе с Мао Дзэдуном. Восточные соседи по достоинству оценили технические возможности сибирской зерноуборочной техники, а ряд достигнутых договоренностей заложил основы для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

В последующие годы шла работа по совершенствованию базовой модели, были разработаны комбайны С-4М и СК-3.


По пути эксперимента

В конце 50-х годов на КЗК внедряется самая прогрессивная на тот момент новочеркасская система планирования и развития производства. Первый результат нововведения - 100 комбайнов в день.

Кроме того, на предприятии создается собственное конструкторское бюро, спроектировавшее первый рисоуборочный комбайн СКГ-3, серийное производство которого началось уже в январе 1961 года.

Не обошлось и без рекордов. 2 апреля 1964 года впервые в истории отечественного комбайностроения завод перешел на производство принципиально новой зерноуборочной машины без остановки главного конвейера, хотя для выпуска модели СК-4 пришлось переоборудовать практически все заводские цеха. В 1965 году за удачное завершение эксперимента КЗК получил Золотую медаль ВДНХ СССР.


Первый 'Сибиряк'

25 июля 1966 года указом Президиума Верховного Совета СССР Красноярский завод комбайнов был награжден высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени.

Тогда же появилась первая модель комбайна, разработанная исключительно красноярскими конструкторами. За основу была взята идея академика В.П. Горячкина, предложившего оснастить машину двухбарабанной молотилкой зерна. Новый СКД-5 успешно прошел все испытания, и в феврале 1969 года был запущен в серийное производство. Впервые в истории завода помимо цифрового индекса комбайн получил соб-ственное имя - 'Сибиряк'.

Первый в СССР двухбарабанный комбайн пользовался огромной популярностью. В 1971 году на полях страны работало уже более 40 тысяч 'Сибиряков'. А спустя три года с конвейера сошел стотысячный СКД-5.

В зоне турбулентности

В начале 90-х годов Красноярский завод комбайнов разделил судьбу большинства крупных отечественных предприятий. Объем заказов снизился до критического уровня, и КЗК был вынужден фактически свернуть производство. В 1995 году завод с проектной мощностью в 25 тысяч зерноуборочных машин выпускал всего несколько сотен комбайнов. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, на предприятии освоили производ-ство зонтов и других товаров народного потребления. И тем не менее задержки зарплаты доходили до 14 месяцев.

Возрождение завода началось в 1998 году, когда на КЗК пришла новая команда менеджеров. Меры, направленные на оптимизацию производственных схем и системы продаж, вывели предприятие из 'зоны турбулентности'. Уже через год объемы производства увеличились в 4 раза, а рост заработной платы составил 183%.

Сегодня правильность выбранного пути подтверждается стабильным ростом спроса на красноярские комбайны. А в начале нового тысячелетия производственное объединение 'Красноярский завод комбайнов' было признано наиболее успешно развивающимся машиностроительным предприятием России.


Расширяя формат

В начале 70-х годов на заводе начался процесс модернизации производства. Планировалось увеличить выпуск комбайнов до 50 тысяч машин в год. Но для этого нужны были дополнительные площади.

Частично проблему решили за счет сноса деревянных домов, располагавшихся за территорией КЗК. Но основное строительство развернулось на берегу Енисея. В результате площадь завода увеличилась более чем в 5 раз - с 14 до 78 гектаров.

Постепенно Красноярский завод комбайнов превратился в центр сельскохозяйственного машиностроения Сибири и Дальнего Востока. В августе 1972 года ведущее предприятие отрасли посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. А в 1974 году на базе КЗК было создано производственное объединение, в которое вошли назаровские завод запасных частей и завод жаток 'Сельмаш'.


'Енисейские богатыри'

Самая популярная модель комбайна СКД-5 выпускалась без технологических изменений 12 лет. Все это время конструкторское бюро Красноярского завода комбайнов совместно с НИИ Челябинска, Новосибирска и Москвы вело разработку новых модификаций зерноуборочной техники.

В феврале 1981 года с конвейера сошел принципиально новый комбайн серии СКД-6 - 'Сибиряк', впоследствии получивший название 'Енисейский богатырь'. В нем был установлен бункер рекордной вместимости - 4,5 кубометра, - и производительность выросла на 30%. Но главное - это была унифицированная модель, позволяющая создавать различные модификации на основе базовой разработки: машины для уборки риса, однобарабанный и двухбарабанный варианты для работы в районах Нечерноземья.

Вскоре у 'богатырей' появилось 'потомство' - комбайны 'Енисей-1200', в создании которых принимали участие многие предприятия края: Сибтяжмаш, Красноярский завод телевизоров, КраМЗ, Красноярский судоремонтный завод, ДЗНВА и другие. В 1983 году опытный образец 'Енисея-1200' прошел полевые испытания, показав отличные результаты. В первый же год выпуска по стране разошлись более 7 тысяч зерноуборочных комбайнов нового образца.



Проверено Генсеком

Весной 1988 года красноярские комбайностроители отправили на ВДНХ очередную новаторскую разработку -зерноуборочный комбайн 'Кедр'. Классическая конструкция была модернизирована: комбайн стал симметричным, благодаря чему кабина стала более комфортной, а давление машины на почву уменьшилось.

На полевых испытаниях комбайна в селе Шушенском побывал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, который не только осмотрел 'Кедр', но и лично опробовал его в работе. Новая техника настолько впечатлила главу государства, что в 1992 году 'Кедр' был отправлен в Канадский институт североамериканских прерий 'РАМИ'. Благодаря этому вояжу красноярский комбайн стал первым в истории СССР обладателем международного сертификата качества.

Предполагалось, что лучший из лучших сразу же поступит в серийное производство. Но начавшаяся вскоре перестройка нарушила все планы. Впрочем, это уже другая история:


Надежда РЕПНИКОВА


Красноярский завод комбайнов: все для победы


Все для фронта

'Коммунары', вперед!

Сибирские 'самоходы'

По пути эксперимента

Первый 'Сибиряк'

Расширяя формат

'Енисейские богатыри'

Проверено Генсеком


Хроника развития Красноярского края


Красноярск в 1934 - 2004



Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"