№ 4 (89) Апрель 2005

  ТЕМА НОМЕРА: НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ


БИЗНЕС

ПРОИЗВОДСТВО

Новые технологии начинают и проигрывают
Очень немного вещей и предметов, изобретенных человеком в древности, дожили до наших дней, не претерпев хоть сколько-нибудь существенных изменений. В их числе и кирпич обыкновенный. Его форма, химический состав и способ изготовления сегодня практически те же, что тысячи лет назад.

Время – главный судья

До сих пор не изобретено стройматериала, который превзошел бы кирпич по совокупности потребительских свойств: гигроскопичности, морозостойкости, прочности, способности впитывать воду и поддерживать стабильный уровень влажности, экологичности, наконец. Поэтому, несмотря на сегодняшнее обилие замещающих технологий, кирпичное домостроение остается основой, фундаментом строительной практики. Все попытки заменить «рукотворный камень» альтернативными материалами и технологиями не дали пока ощутимых результатов.

Дело в том, что все недостатки кирпича – оборотная сторона его достоинств. Кирпич тяжел и дает повышенную нагрузку на фундамент – зато и прочен. Кирпичное строительство более длительное, чем панельное, – зато и долговечнее. Кирпич дорог – но замена кладки «сэндвичем» из пенобетона, стекловаты, пено-, паро- и гидрозащиты обходится ничуть не дешевле.

– Ничего лучше кирпича пока не придумали, – утверждает Владислав Борыш, директор ООО «Кирпичный завод «Стройтехснаб», крупнейшего за Уралом предприятия. – Когда у меня заходит спор с моими друзьями-строителями о преимуществах замещающих технологий, я говорю: покажите мне дом из пенобетона, который простоял хотя бы 10 лет. Я понимаю, конечно, что 10 лет назад их еще не строили, но у меня-то уже сейчас имеются весомые аргументы. В Суздале есть образец кирпичной кладки 450-летней давности, у нас на заводе хранится 250-летний кирпич, причем пролежавший все это время в грунте. Его хоть сейчас в кладку – он еще столько же протянет. Время – главный судья в этом споре, и кирпич уже сказал свое слово.

Материал для привередливых

Тем не менее застройщики не оставляют попыток найти кирпичу приемлемую замену. Это и понятно: бетонные панели, например, позволяют строить быстро, много и дешево. Но сегодня конъюнктура рынка настойчиво побуждает сместить акцент с количества на качество: современный потребитель вдоволь «нажился» в «хрущевках», в той же 97-й серии, не устраивают его и их аналоги. Поэтому сейчас в городской застройке наибольшее распространение получает монолитно-каркасная технология.

И это только первая стадия перехода на качественно новый уровень строительства жилья, считает руководитель Стройтехснаба: «В советские времена не было даже элементарной потребительской культуры. Получая новую квартиру, люди в первую очередь интересовались, наклеены ли там обои. Они не понимали, что комфорт и удобство зависят совсем от других факторов, в первую очередь от микроклимата: тепла, влажности и т.д.

Эта культура начнет формироваться, когда рынок жилищного строительства будет насыщен, когда появится реальная конкуренция между застройщиками, а покупатели станут разборчивее. По моим прогнозам, технология кирпичного домостроения будет тогда доминирующей. Я говорю это сейчас не как производитель кирпича, а как рядовой потребитель, которому есть с чем сравнивать».

«Мы заберем весь рынок себе»

Растущую востребованность кирпича на строительном рынке подтверждают конкретные цифры. Еще только началась подготовка к летнему строительному сезону, а 95% продукции Стройтехснаба, планируемой к выпуску в этом году, уже распределено. Подписаны договора на поставку 44 из 50 млн штук кирпича, и завод фактически заканчивает договорную кампанию.

Удостоверившись в благоприятном рыночном тренде, руководство предприятия приступило к реализации новой, весьма амбициозной стратегии развития.

В свое время, когда все искали выход из кризиса, Стройтехснаб не встал, по примеру многих предприятий, на путь диверсификации производства, а продолжал «гнуть свою линию» – выпускать строительный кирпич. И в конечном итоге оказался прав: сосредоточившись на выпуске профильной продукции, завод выбился в лидеры рынка, обогнав конкурентов, пытавшихся осваивать новые позиции и технологии. Сейчас Стройтехснаб почти полновластный хозяин рынка строительного кирпича, с ним работают все крупные застройщики Краснояр-ска. Чтобы окончательно закрепить за собой занятые позиции, в нынешнем году завод увеличил производственные мощности и отказался от всех видов посредничества, одновременно выставив самую низкую на местном рынке отпускную цену.

– Мы предлагаем любому застройщику заключить договора на гораздо более выгодных условиях, чем другие производители, – говорит Владислав Борыш. – Почему? Все очень просто: в этом году мы собираемся забрать весь рынок себе. Я честно предупреждаю об этом конкурентов. Сейчас этот план выполнен на 90%, сбыт продукции обеспечен до конца года. Но чтобы вообще не оставить конкурентам ни шанса, я готов, если потребуется, задействовать дополнительные мощности.

Плюсы и минусы автоматизации

Руководство завода рассчитывает, что новая стратегия уже в этом году обеспечит Стройтехснаб достаточным запасом финансовых средств, которые пойдут на реконструкцию производства. В течение трех лет планируется заменить всю систему коммуникаций, крановое хозяйство, оптимизировать режимы погрузки-отгрузки и т.д. Уже в этом году будет запущена линия шихтоподготовки.

Сегодня кирпич обжигают на заводе в кольцевых печах, практически по демидовской технологии. И хотя она отнюдь не изжила себя (ее до сих пор используют, например, в Авст-рии) и на предприятии не собираются окончательно от нее отказываться, менеджеры просчитывают вариант строительства современного завода-автомата.

– Здесь чистая экономика, – комментирует Владислав Борыш. – Обслуживание завода-автомата требует, скажем, 100 специалистов ИТР с зарплатой по 20 000 рублей. А обслуживание кольцевой печи – 400 рабочих с зарплатой 7000. С этой точки зрения автоматизация просто нецелесообразна. Но есть и такой нюанс, как качество сырья. В этом году мы начинаем монтаж линии по его предварительной переработке. Причем, что получится на выходе, пока никто не знает. Оценки только вероятностные, потому что работать приходится с минеральным сырьем, которое очень разнородно по качеству и составу. И никакими расчетами, лабораторными исследованиями конечный результат не моделируется. Если мы сможем получить желаемое качество и появится смысл открывать производство облицовочного кирпича, завод-автомат строить будем.

В настоящее время группа специалистов Стройтехснаба занимается разработкой нового проекта в московском ВНИИ стройматериалов. По предварительным оценкам, вероятность внедрения новой технологии достаточно высока.

Товар повседневного спроса

Производство облицовочного кирпича позволит Стройтехснабу выйти на совершенно новые рынки сбыта. Это еще один пункт стратегии развития предприятия.

Поставлять строительный кирпич в другие регионы невыгодно: цена его, сравнительно низкая на выходе, возрастает из-за транспортных расходов в разы. Однако доля затрат на поставку облицовочного кирпича, ввиду его высокой себестоимости при тех же транспортных издержках, не столь ощутима. Поэтому его можно продавать и в отдаленные территории. К примеру, «Сибирский элемент» – основной на сегодняшний день производитель облицовочного кирпича в Красноярске – поставляет свою продукцию по всей России.

– Мы начали реализовывать очень затратные проекты, – говорит Владислав Борыш, – но когда-то это надо было начинать. Думаю, мы выбрали верный путь – сохранение профильного производства и развитие на его основе новых линий. Надеюсь, что все у нас получится.

Впрочем, пока интересы Стройтехснаба сосредоточены в пределах региона, точнее, даже в пределах краевого центра. Здесь сложилась наиболее благоприятная экономическая среда. Город разрастается невероятно быстро, в то время как в том же Новосибирске или Иркутске строительство каждого дома – событие.

– Темпы строительства в Красноярске таковы, что можно прогнозировать: через несколько лет региональный рынок жилья приблизится к насыщению и начнутся структурные изменения, – делится своими прогнозами на будущее Владислав Борыш. – Какие это приобретет формы, сказать трудно. Потребности людей меняются, соответственно, изменяется и предложение. Когда-то мы не знали, что такое элитное жилье, подземные гаражи, мансарды – сейчас они в порядке вещей. Что случится через 10 лет: будут ли строить во дворах вертолетные площадки, или, наоборот, заживем, как в Японии – в квартирах по 5 квадратов на человека, – не знаю. Единственное, в чем я уверен, – кирпич будет нужен всегда. Просто не могу представить, каким должен стать рынок, чтобы наша продукция не имела сбыта.

Алексей Хитров

Платиновая школа свинцовых лет


Сводный батальон победителей

Путь к Победе

Низкий поклон


Объединение – тенденция общая


Объединение – тенденция общая



Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"