? 1 - 2 (86 - 87) Январь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: 2004 год в цифрах и фактах


Госслужба

Административный ресурс

300 лет вместе и порознь
Начиная с XVIII века вся история освоения приенисейского края сопровождалась многократными изменениями в его административно-территориальном устройстве. Волости сменялись уездами, уезды - округами, а те, в свою очередь, провинциями и губерниями. Так и не решенный окончательно вопрос 'Как нам обустроить Красноярский край?' сегодня вновь обретает остроту.

Чьи вы, хлопцы, будете?

Первая серьезная попытка районирования Сибири приходится на 1708 год, когда указом Петра I Россия была поделена на 8 губерний. Одной из них стала Сибирская (с центром в Тобольске), вместившая не только Сибирь, но и часть Приуралья. Однако управлять столь колоссальными территориями, да еще при почти полном отсутствии дорог, было затруднительно. И уже в 1719 году в составе Сибирской губернии были учреждены три провинции - Вятская, Соликамская и Тобольская, а еще через пять лет - Иркутская и Енисейская с центром в Енисейске (Красноярск в то время был всего лишь уездным городом).

Очередному переделу Сибирь подверглась при Екатерине II. 'В рассуждении великой обширности сибирского царства' была 'учинена' новая Иркутская губерния, в состав которой вошла Енисейская провинция. Следующие несколько десятилетий - енисейские земли 'меняли прописку', переходя под начало то Тобольска, то Иркутска, то Томска. Самой неудачной попыткой административного строительства признано создание в 1804 году Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске, поглотившего территории Том-ской, Иркутской и Тобольской губерний и просуществовавшего почти два десятилетия.

В 1822 году император Александр I издал указ об образовании Енисейской губернии в составе пяти округов: Красноярского, Енисейского, Ачинского, Минусинского и Канского. Столицей губернии утвержден был Красноярск, который хотя и был гораздо меньше и незначительнее Енисейска, однако располагался стратегически выгодно - на пересечении Енисея Московским трактом. Енисейская губерния стала самой долговечной административно-территориальной единицей из всех создававшихся до тех пор на территории Сибири. Самое интересное, что ее границы практически полностью совпадали с границами современного Красноярского края, простираясь от урянхайских степей на юге до Карского моря на севере.

В 1913 году вместе с новым Урянхай-ским краем (Тувой) Енисейская губерния вошла в состав Иркутского генерал-губернаторства.

Продолжили передел Сибири уже большевики.


Повторение пройденного

Не оставив камня на камне от административно-территориального деления дореволюционного периода, советская власть тут же повторила главные ошибки царского правительства. Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года создается необъятный Сибирский край с центром в Новосибирске, в составе двадцати округов, пять из которых - Ачинский, Канский, Красноярский, Минусинский и Хакасский - представляли Енисейский регион. По громоздкости и трудноуправляемости это образование вполне могло соперничать с прежней системой губернаторств и генерал-губернаторств.

Ошибку попытались исправить в 1930 году. Сперва было принято решение о разделении Сибирского края на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Граница прошла через Енисейские земли, разрушив 'вертикаль власти', выстроенную вдоль Енисея. Затем постановлением ВЦИК от 20 декабря 1930 года с целью 'защиты интересов коренных народностей и налаживания системы народного хозяйства на их территории' были созданы Хакасская автономная область, Таймыр-ский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа (Конституция СССР от 7 октября 1977 года закрепляет за ними статус автономных округов). А уже 7 декабря 1934 года процесс получил логическое заверщение: был образован Красноярский край, в который вошли Хакасская АО, Таймырский и Эвенкийский национальные округа.

Борис Золотарев:

- Перефразировав известную фразу 'Все дороги ведут в Рим', можно сказать, что для Эвенкии и Таймыра все дороги ведут в Красноярский край


Вперед, к победе коммунизма!

С образованием Красноярского края были заложены основы экономического единства региона, обеспечившие ему ускоренное развитие. Форсированная индустриализация страны потребовала широкого вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов Сибири, а приближенность производ-ства к источникам сырья и топлива резко повысила значимость края в экономике страны. К 1937 году показатели роста краевой промышленности уже вдвое опережали среднесоюзные.

В довоенные годы на территории региона развивались угольная, металлообрабатывающая, судостроительная, лесная и деревообрабатывающая промышленности, было положено начало широкому освоению Севера. Одним из важнейших событий стало начало строительства в 1935 году Норильского горно-металлургического комбината, что на десятки лет определило судьбу северных территорий и одновременно дало начало новой перспективной отрасли - цветной металлургии.

С началом Великой Отечественной войны экономическое развитие региона резко ускорилось. За четыре военных года удвоились объемы производства. И хотя после Победы значительная часть оборудования и кадров вновь была перемещена на запад, темпы развития, едва замедлившись, вновь начали нарастать. В 50-е годы были заложены основы современной экономики, а небывалое по масштабам энергетическое строительство подготовило мощный 'разбег'. В последующие 30 лет были созданы электроэнергетика, большая химия, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная и медицинская промышленности. К 1970 году в крае работало уже 722 предприятия с 7 тысячами производств.

В 70-е годы по инициативе Владимира Долгих была предпринята попытка комплексного социально-экономического развития региона, базирующаяся на интенсификации и научно-техническом прогрессе. В основу крупномасштабного эксперимента по освоению природных богатств Сибири была положена идея учета факторов самого различного порядка - экономических, социально-политических, демографических и других. Комплексный подход дал свои плоды: с 1973 по 1987 год объем промышленной продукции края увеличился в 1370 раз при 213-кратном росте по СССР в целом.

Но поразительный экономический рывок - лишь аверс медали. Оборотная сторона была куда менее приглядна: ведомственное засилье, гигантомания в строительстве, неблагоприятная экологическая обстановка... Гипертрофированное развитие отраслей специализации сопровождалось отставанием в развитии производственной и социальной инфраструктуры. Край занимал 40-70-е места в СССР по обеспеченности жильем, уровню развития здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства, бытового обслуживания. Ситуация не изменилась и с началом перестройки.


Время разбрасывать камни

В начале 90-х вслед за союзными республиками о своем праве на суверенитет заявили автономные области самой России. Главы автономных территорий, объединившись, добились принятия решения, повышающего статус областей до республиканского. Для Красноярского края это фактически означало выход из его состава Хакасии.

3 июля 1991 года был принят Закон РСФСР о преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую АССР в составе Красноярского края, а в январе 1992 года депутаты Верховного Совета приняли решение о переименовании социалистической республики просто в Республику Хакасия. Два месяца спустя представители республиканской власти подписали с федеральным центром Федеративный договор, а через три года республика получила собственную Конституцию.

Таким образом, Хакасия окончательно утвердилась в своем суверенитете, и ее воссоединение с краем, хотя и обсуждалось неоднократно, нынешнему республиканскому правительству видится нецелесообразным.

Если легитимность нынешнего положения Хакасии ни у кого не вызывает сомнений, то с Таймыром и Эвенкией дела обстоят совсем иначе. Тот же Федеративный договор 1992 года, подписанный всеми субъектами Федерации и ставший основой для Конституции РФ 1993 года, закрепил за ними статус полноправных субъектов РФ. Округа получили право самостоятельно решать внутренние вопросы в рамках федерального законодательства, им гарантировалась целостность территории и полнота власти их органов.

Однако в договоре, а затем и в Конституции РФ изначально было заложено противоречие: являясь полноправными субъектами Федерации, округа по-прежнему территориально входили в состав края. (Хотя прямого указания на это в Конституции нет, она лишь допускает возможность вхождения округов в состав края или области, но не иначе как по федеральному закону или договору между органами государственной власти соответствующих субъектов федерации.) Что касается Таймыра, то ситуацию усугубило еще одно обстоятельство: расположенный на его территории Норильск остался городом краевого подчинения. Статус 'северной столицы' стал камнем преткновения всех последующих переговоров по вопросу объединения.

В 1997 году администрациями трех субъектов была достигнута договоренность об образовании единого надрегионального органа исполнительной власти, что было зафиксировано в договоре 'О разграничении предметов ведения и полномочий'. Согласно этому документу Эвенкийский и Таймырский округа признавали свою территориальную принадлежность Красноярскому краю. Однако, например, Устав ТАО, принятый уже в 1998 году, вообще не упоминает о вхождении в состав края, а говорит лишь о принадлежности РФ. Да и эвенкийские власти до сравнительно недавнего времени стремились 'дистанцироваться' от соседа-патрона.

На деле положения договора были реализованы только осенью 2003 года, когда Александр Хлопонин, Борис Золотарев и Олег Бударгин закопали на берегу озера Виви (официального географического центра России) три бутылки коньяка со своими портретами на этикетках и объявили о создании Совета губернаторов, решения которого являются обязательными к исполнению для всех трех субъектов Федерации.

В начале 90-х мощный айсберг под названием 'Советский Союз' развалился на части, и созданная им волна всеобщего сепаратизма достигла границ Красноярского края


Неутешительные итоги

Более 10 лет 'коммунальных' конфликтов и противоречий между соседствующими территориями крайне негативно отразились на их социально-экономическом развитии. И первыми все минусы 'самостийности' ощутили дотационные Эвенкия и Таймыр. Резко удорожал северный завоз, население Норильского промрайона вынуждено было перейти на более дорогую и не всегда качественную импортную продукцию, в середине 90-х в Норильске появились хлебные очереди: Проиграло и сельское хозяй-ство края: примерно 30% агрокомплекса Красноярья было ориентировано на поставки Северу.

После так называемой 'приватизации регионов', передавшей контроль над ситуацией в руки крупного бизнеса, ситуация на Таймыре и в Эвенкии стабилизировалась, затем проявилась и определенная позитивная динамика. Бюджетники стали получать зарплату, вкладывались средства в капитальное строительство, в инфраструктуру, были внедрены новые управленческие технологии. Проще говоря, бизнес начал выполнять некоторые функции власти.

Однако бизнес есть бизнес. Даже если он берет на себя серьезные социальные обязательства, его основной целью остается извлечение прибыли. Полноценно управлять территорией, учитывая все нужды и потребности населения, может только легальная и независимая власть. Плюс ко всему крупный капитал, как известно, легко отказывается от национальных корней, свободно пересекает границы и оседает там, где чувствует себя максимально комфортно. Доходный бизнес может запросто перейти к зарубежным компаниям, которым не будет никакого дела до нашего Севера и северян.

Кроме того, время показало, что ни Эвенкия, ни Таймыр не смогли самостоятельно наращивать свой минерально-сырьевой потенциал. Прежде всего из-за отсутствия развитой транспортной инфраструктуры и высокого уровня затрат в экстремальных климатических условиях. Нефтяные запасы Эвенкии разведаны сегодня всего на 2%, газовые - на 3,4%. Между тем специалисты полагают, что Эвенкия обладает гораздо большими ресурсами углеводородного сырья, чем та же Тюмень, и в наступившем столетии именно сюда сместится мировой центр добычи углеводородов.

Очевидно, что только объединение Эвенкии и Таймыра с Красноярским краем даст новый импульс развитию минерально-сырьевого потенциала, транспортной инфраструктуры территорий, производственной кооперации предприятий единого края, и, как следствие, общему улучшению социально-экономической ситуации.


Быть или не быть?

Быть или не быть на карте России новому субъекту Федерации? Жителям Красноярского края, Эвенкии и Таймыра предстоит решить это 17 апреля. Еще есть время взвесить все 'за' и 'против'. Чего больше в вопросе объединения: политической необходимости или экономического расчета? Что принесет объединение людям: благополучие или новые проблемы? Мы попытались найти ответы на эти вопросы в беседах с губернаторами соседствующих территорий Александром Хлопониным и Борисом Золотаревым.


Александр Хлопонин: 'Мы создали условия для объединения'


Эвенкия и Таймыр и сейчас территориально относятся к Красноярскому краю. Александр Геннадиевич, почему же тогда речь идет об объединении?

Автономные округа действительно входят в состав Красноярского края, но при этом и Эвенкия, и Таймыр - самостоятельные субъекты Федерации. У них свой устав, свои органы исполнительной и законодательной власти, свои представители в Совете Федерации, свой бюджет. И хотя жители округов участвуют в выборах губернатора края - ни наши законы, ни мои распоряжения на территории Эвенкии и Таймыра недействительны. Получается, что люди доверяют мне управление своей территорией, но реально я там сделать ничего не могу - не имею права. Вот такое у нас противоречивое административно-территориального устройство.

Чем продиктована необходимость объединения?

По решению федеральных властей с 1 января 2005 года наши автономные округа будут получать субвенции из федерального бюджета через Красноярск. Если мы не объединимся, то уже в 2006 году нам придется содержать Эвенкию и Таймыр за счет собственных средств. Красноярский край считается регионом-донором, поэтому нам никаких субсидий из федерального бюджета не положено.

Между тем и правительство, и президент нам гарантировали: если жители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии примут решение об объединении, мы в течение трех лет будем получать более двух миллиардов рублей в качестве финансовой помощи.

Каким после объединения будет административное устройство края?

Наши округа получат статус муниципального района с самыми широкими правами в сфере национальной и культурной политики. Юристы считают, что в современных условиях для Таймыра и Эвенкии это самая эффективная форма государ-ственного устройства. Край сохраняет за округами максимум полномочий, а следовательно, и максимум самостоятельности при принятии оперативных решений - согласитесь, глупо в Красноярске получать разрешение на полет вертолета санитарной авиации из Туры в поселок Усть-Авам. Но при этом мы активно участвуем в процессе стратегического управления территорией: осуществляем долгосрочное планирование, определяем отрасли и предприятия, которые нуждаются в дополнительных инвестициях или государственной поддержке, ведем переговоры с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями.

Сохранится ли самоуправление округов?

Безусловно. Для этого мы и планируем придать им статус муниципальных районов. В соответствие с законом 'О мест-ном самоуправлении' у Таймыра и Эвенкии будут действительно большие права и возможности для их реализации.

Как планируется распределять средства, выделяемые Федерацией?

В конце прошлого года мы подписали соглашения с администрациями Эвенкии и Таймыра о делегировании полномочий по распоряжению субсидиями из федерального бюджета. Проще говоря, мы автоматически переводим нашим автономным округам все субсидии, выделенные Москвой, и не вмешиваемся в процесс их распределения. Нам это решение кажется правильным. Ведь если следовать букве закона, то краю надо было бы создавать и в Эвенкии, и на Таймыре свое управление культуры, свое управление образование, свои комитеты по делам национальностей: Это было бы, мягко говоря, нерационально. Пока соглашение подписано только на 2005 год: надо посмотреть, как оно будет работать. Если все будет нормально, срок действия соглашения о делегировании наших полномочий автономным округам мы можем продлить. Такая возможность предусмотрена этим соглашением.

Что выигрывают в случае объединения жители края?

Благодаря объединению мы сможем решить самую главную нашу задачу - мы не только сохраним уровень жизни, но и существенно увеличим реальные доходы жителей края. В 'большой' Красноярский край готовы вкладывать деньги крупнейшие российские и зарубежные компании. 'Роснефть' уже приступила к освоению Ванкорского нефтяного месторождения и строительству нефтепровода до Диксона. Только этот проект даст нам несколько тысяч новых рабочих мест и около четырех миллиардов рублей дополнительных налоговых поступлений в краевой бюджет. У нас несколько таких крупных проектов - Богучанская ГЭС, Нижнее Приангарье, мультимодальный транспортный узел на базе аэропорта Емельяново, объездная дорога в Красноярске с мостом через Енисей: По плану социально-экономического развития Красноярского края к 2010 году средняя заработная плата в нашем регионе должна быть 30 тысяч рублей в месяц. Это не пустые обещания - мы над этим работаем.

Как отразится объединение на жизни коренного населения округов?

Что касается национальных и культурных традиций коренных народов Севера, то тут мы оставляем за территориями самые широкие права и полномочия. В 'большом' Краснояр-ском крае будет создана Национальная палата. На этой площадке представители коренных народов сами будут решать, по какому пути развития они пойдут. Кроме того, мы существенно увеличиваем объемы финансирования краевой программы поддержки коренных народов Севера. Все хорошие начинания наших коллег из окружных администраций по развитию традиционных промыслов мы и дальше будем поддерживать.

Попытки объединения предпринимал еще Александр Лебедь. Почему, на ваш взгляд, они оказались неудачными?

Тогда еще не были созданы условия для объединения. У нас не было ни поддержки федеральных властей, ни финансовых гарантий со стороны правительства, ни крупных, всесторонне проработанных проектов, ни соглашений с крупными компаниями. В регионах шла непрерывная политическая 'война', автономные округа стремились выйти из состава Красноярского края. Крупные градообразующие предприятия по несколько раз переходили из рук в руки, даже бюджетникам не платили зарплату своевременно: Сейчас нам удалось добиться политической и экономической стабильности, наладить конструктивные отношения и с федеральными властями, и с финансово-промышленными корпорациями. Мы создали условия для объединения.

В 2002 году вы говорили, что объединение преждевременно, что сначала необходимо улучшить социально-экономическую обстановку в крае. Что изменилось?

Изменилась социально-экономическая обстановка, изменилось законодательство, изменилось отношение наших автономных округов к этой проблеме.


Борис Золотарев: 'Все дороги ведут в Красноярский край'


Борис Николаевич, чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость объединения?

Во-первых, был принят ряд федеральных законов, которые по-новому определяют взаимоотношения между автономными округами и Красноярским краем. Согласно 95-му Федеральному закону 90% полномочий автономных округов передано краю, финансирование нашего округа также ведется из консолидированного бюджета края. Таким образом, экономическое объединение уже произошло. Единый бюджет предполагает общую программу развития трех регионов. А общая программа, соответственно, - общую, единую территорию.

Как губернатор Эвенкии могу сказать, что лично для меня необходимость объединения обусловлена исключительно заботой о благе людей. Нас никто не заставляет объединяться с Красноярским краем. Но на какие средства регион будет существовать? Собственные доходы Эвенкии очень малы, и даже вместе с федеральными дотациями финансирования будет явно недостаточно. Эвенкия обладает значительным запасом природных богатств, но на разработку и освоение месторождений потребуется как минимум семь лет. А хорошо жить людям хочется не завтра или послезавтра, а сегодня и сейчас. Я считаю, что создание единого субъекта Федерации - это кратчайший на сегодняшний день путь к благополучию Эвенкии, Таймыра и всего Красноярского края. Вот, на мой взгляд, главное обоснование.

Какой статус получит каждый из регионов после объединения?

С 1 января 2007 года Эвенкийский автономный округ станет муниципальным районом с особым статусом в составе Красноярского края.

Каким образом будут распределяться государственные дотации?

Дело как раз в том, что поправки, внесенные в Бюджетный кодекс, предполагают отмену государственных дотаций для автономных округов. В свое время именно это стало одной из главных причин, заставивших руководителей трех территорий всерьез задуматься над вопросом объединения. Очевидно, что без под-держки Москвы Эвенкии и Таймыру не прожить. Значит, нужно искать новую точку опоры - единый Красноярский край.

Сегодня существует договоренность с федеральным центром, что вплоть до 2008 года в консолидированный бюджет Красноярского края будут поступать средства, равные сумме тех трансфертов, которые ранее получали Эвенкия и Таймыр. Эти средства в виде субвенций будут передаваться из бюджета края в бюджеты автономных округов. А уже начиная с 2008 года запланированные инвестиционные проекты начнут работать, приносить свои доходы, и Красноярский край сможет без потерь полностью взять на себя обеспечение Эвенкии и Таймыра.

Также до 2008 года из федерального центра в консолидированный бюджет края будет выделяться ежегодно по 2 миллиарда рублей, которые послужат своего рода страховкой от непредвиденных финансовых рисков, связанных с объединением. Но я думаю, нам удалось разработать максимально эффективный проект объединения, и его результаты будут только положительными.

Сохранят ли округа самоуправление?

Да. Местное самоуправление гарантировано Конституцией Российской Федерации. Пока действует эта Конституция, местному самоуправлению быть.

Какие выгоды объединение даст населению территорий?

В первую очередь объединение поможет совместно реализовать несколько крупнейших инвестиционных проектов. Это предполагает развитие производств, создание новых рабочих мест, строительство инфраструктуры: дорог, объектов жизнеобеспечения, жилья и т. д.

Кроме того, ожидается, что к 2008 году прибавка в бюджет единого края за счет налоговых поступлений составит около 4 миллиардов рублей. И с каждым годом доходы будут все более увеличиваться. Для населения это означает только одно - стабильность, благополучие и решение социальных проблем.

Тем не менее в 2002 году вы были противником объединения и утверждали, что Эвенкии нет нужды объединяться с краем. Почему же теперь вы придерживаетесь противоположной точки зрения?

Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос. Согласитесь - наша жизнь постоянно меняется, и вслед за ней меняются люди, их мысли и поступки. Это вполне естественно, человек должен приспосабливаться к новым условиям, иначе жизнь его будет очень тяжелой. Сегодня ситуация в стране выглядит совершенно иной, чем еще полгода назад. И мы должны понимать и принимать происшедшие изменения, а не сожалеть бессмысленно о том, чего нельзя вернуть. В настоящее время я считаю для себя недопустимым выступать против объединения. Это означало бы, что я не думаю о будущем людей.

Еще год назад мы четко знали, как нам жить самостоятельно, откуда черпать средства на жизнь. А сегодня приняты законы, которые больше не позволяют Эвенкии получать прежние доходы. Мы можем отказаться от каких-либо конструктивных взаимоотношений с краем и оставаться отдельным субъектом Федерации. Но кому от этого будет хуже? Только нам самим. Что Эвенкия получит от своей автономии, кроме удовлетворения бессмысленных амбиций? Я глубоко убежден, что на самом деле людям все равно, где жить: в едином крае или в автономном округе. Главное, чтобы эта жизнь была благополучной. В сегодняшних условиях для Эвенкии это возможно лишь в составе объединенного Красноярского края.



Разбить легче, чем склеить

После развала края попытки объединения предпринимались неоднократно. Найти общий язык с руководителями автономных округов несколько раз пыталась администрация Валерия Зубова. Но многочисленные договоренности, в том числе и подписанные в присутствии президента Ельцина, остались лишь на бумаге.

Дело Зубова продолжил сменивший его в 1998 году на посту губернатора края Александр Лебедь. Первую серьезную попытку объединения он инициировал в декабре 2001 года. Руководители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии Александр Лебедь, Александр Хлопонин и Борис Золотарев подписали тогда протокол о создании координационного совета губернаторов. Его целью было объявлено 'взаимодействие исполнительных властей трех субъектов федерации с целью расширения экономического сотрудничества территорий'. Однако дальше протокола дело не пошло.

Вторая попытка Александра Лебедя пришлась на март 2002 года. Тогда он предложил исполнительной и законодательной властям всех трех соседствующих субъектов подготовить нормативно-правовую базу для объединения. Законодательное собрание Красноярского края Лебедя поддержало, а вот соседи-губернаторы - нет.

Александр Хлопонин, возглавлявший тогда Таймыр, относился к идее объединения края лояльно, однако его не устраивала политическая схема консолидации регионов. Он считал, что действовать нужно экономическими методами: сначала улучшить социально-экономическую обстановку в крае, и только потом говорить об объединении. Иначе, говорил он, эта идея вряд ли 'вызовет энтузиазм у населения Таймыра, где сохраняется социальная стабильность и уровень жизни выше, чем в Красноярском крае'.

Борис Золотарев также не был убежден в необходимости объединения: 'Мы входим в состав края, и одновременно мы независимы. И нам в этом положении комфортно'. С позиции Эвенкии объединение выглядело по крайней мере несвоевременным: дотационный округ при поддержке нефтяников только-только выбрался из затяжного бюджетного кризиса. Объединение с донорским Красноярским краем могло лишить жителей округа существенной части субвенций из федерального бюджета. Кроме того, считал губернатор Эвенкии, краю не под силу взвалить на себя проблемы северных регионов, и это негативно скажется на жизни местных национальностей.

Несмотря на все разногласия, в апреле 2002 года Александр Лебедь, Александр Хлопонин и Александр Усс подписали еще один протокол - о создании общего органа исполнительной власти. По планам, им должно было стать коалиционное правительство Красноярского края. Но и на этот раз все закончилось лишь подписанием протокола.


Александр Хлопонин:
- Если мы не объединимся, то уже в 2006 году нам придется содержать Эвенкию и Таймыр за счет собственных средств. Красноярский край считается регионом-донором, поэтому нам никаких субсидий из федерального бюджета не положено


Политическая воля

Новый этап в новейшей истории объединения края начался в прошлом году. Судя по всему, единому краю все-таки быть: о необходимости укрупнения субъектов Федерации заявил президент. К этому решению правительство подтолкнула реальная необходимость. Российская Федерация насчитывает сейчас почти 90 субъектов, что бесспорно усложняет во-просы государственного регулирования, территориального развития, согласования интересов территорий, распределения федеральных ресурсов для поддержки депрессивных и отсталых регионов. Стимулировать регионы к объединению решили с помощью не столько административных, сколько финансовых инструментов. С 2005 года сложносоставные субъекты федерации, к каким относится и Красноярский край со своими автономиями, будут получать часть субвенций из федерального бюджета через 'головной' регион.

Экономическая необходимость подтолкнула губернаторов Красноярского края, Эвенкии и Таймыра сделать реальные шаги к объединению. Главы регионов уже согласовали и подписали целый ряд документов. Первый из них - обращение губернаторов к жителям трех территорий. В нем объясняются прин-ципиальная позиция, политические, экономические и социальные выгоды, которые получит единый край. Согласованы и подписаны договоры 'Об основах отношений между органами государственной власти Красноярского и Эвенкийского автономных округов' и 'Об основах отношений между органами государственной власти Красноярского и Таймырского автономных округов'. Также подписано соглашение между Красноярским краем, Эвенкией и Таймыром по делегированию им полномочий в соответствие с федеральным законом.

Открытый референдум по вопросу объединения назначен на 17 апреля. Если население трех территорий ответит утвердительно, с 1 января 2007 года регион станет единым, и этого нельзя будет отменить никакими административными решениями.

Алексей ХИТРОВ

Объединение - требование времени


Досье 'Миллиона'

Анатолий Амосов


Низкие цены: демпинг или стратегия?


Рынок трубопроводной арматуры



Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"