? 10 - 11 (84 - 85) Декабрь 2004

  ТЕМА НОМЕРА: ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ АУДИТОРОВ


БИЗНЕС

ТЕХНОЛОГИИ

Искусственный хлеб или искусство хлебопечения?
Хлеб и молоко для русского человека - продукты столь же привычные, как для китайца рис и креветки. Спрос на них остается стабильно высоким даже во времена экономических кризисов. А потому хлебно-молочное производство автоматически переходит в разряд самых привлекательных областей 'пищевого' бизнеса. Количество игроков в этом сегменте краевого рынка растет как на дрожжах. Вот только при всем молочно-хлебно-кондитерском изобилии приобрести качественный продукт в красноярских магазинах становится все сложнее.

- Многие думают, что сметана должна быть кисловатой и 'в крупинку'. А у нас сметана сладкая и однородная. Я, например, долго не мог привыкнуть. Однако в прошлом году наши сметана и бифилюкс получили дипломы конкурса 'Сто лучших товаров России'.

Александр ВОЛКОВ,
генеральный директор Торгового дома 'Пищекомбинат'


Состряпать по-быстрому

- Примерно половина хлеба, который продается в Красноярске, - на самом деле не хлеб, а продукт, никакого отношения к хлебу не имеющий! - возмущается генеральный директор Торгового дома 'Пищекомбинат' Александр ВОЛКОВ. - Понимаете, тесто для настоящего хлеба сначала должно бродить - от 4 до 6 часов. Тогда под воздействием дрожжей мука претерпевает несколько превращений, и в итоге из нее получается продукт с определенными свойствами, с нужным содержанием сахаров и глюкозы. Однако некоторые производители ускоряют процесс, используя 'быстрые' дрожжи, разрыхлители, 'улучшители': Тесто поднимается моментально, зато мука не успевает пройти необходимую трансформацию. Изделия получаются красивые, пышные: Но это не хлеб.

На железногорском пищекомбинате современные 'ускоренные' методики не уважают. Хлеб и булочки здесь пекут по добрым старым, проверенным временем, еще советским ГОСТам, над разработкой которых когда-то трудились солидные столичные институты. Внешнее оформление, ассортимент, добавки, конечно, меняются, но основа остается прежней.

Традиции сильнее моды

Печь 'по-новому' здесь не хотят. Да и не могут. Во-первых, местные жители давно привыкли покупать именно такой, качественный, хлеб. Брэнд ГПК (городской пищекомбинат) по-прежнему один из самых популярных в ЗАТО. Во-вторых, сорокалетняя история предприятия обязывает: как-то несолидно в таком почтенном возрасте начинать гоняться за сомнительными новомодными штучками.

Вот почему несколько лет назад, в самом начале 'хлебного бума', когда хлеб не пек только ленивый, даже оказавшись в сложной финансовой ситуации, руководство комбината не поддалось соблазну заработать деньги на 'быстром' хлебе. 'И жизнь показала, что мы были правы: все необычное увлекает покупателя на год-полтора, а потом он все равно возвращается к привычному качеству', - говорит Александр Владимирович.

Правда, как выяснилось, удержаться на хлебном рынке очень непросто, даже если ваш хлеб нравится покупателям. Немалую роль играют факторы, весьма далекие от качественных характеристик продукта.

В России печь хороший хлеб невыгодно

Любая хозяйка знает, что блюдо, приготовленное с соблюдением всех правил, дешево стоить не может. Существенно снизить цену можно, только если нарушать установленную технологию. Например, в тесто для булочек добавлять не молоко, а воду. Делать крем не из натурального сливочного масла, а из комбинированного, которое на 50 рублей дешевле. Или в бисквит для торта вместо орехов, кураги, меда и других вкусных вещей добавлять ароматизаторы.

Впрочем, если все это щедро украсить сверху замысловатыми разноцветными завитушками, ягодками и розочками, покупатель, может быть, и не откажется заплатить за такое произведение кулинарного искусства двойную цену. А рентабельность вашего хлебно-кондитерского производства подскочит сразу до ста процентов.

- Я называю это 'подкрасить губы', - говорит Александр Волков, - и таким образом привлекать покупателя не собираюсь. Поэтому в нашем хлебе, тортах и булочках все настоящее. Тем более что 'молочные' составляющие - масло, сливки, сметану, творог - мы производим тоже строго по ГОСТам. Может быть, выглядит все это не так красиво, зато все соответствует заявленному качеству.

Наглядное подтверждение слов директора - очереди, периодически выстраивающиеся в магазинах Железногорска в ожидании тортов пищекомбината. И 'жалобы' горожан: 'Ваш хлеб такой сытный, что много не съешь', которые хлебопеки считают за высшую похвалу.

При таком доскональном соблюдении правил себестоимость продукции, конечно, возрастает, а прибыль, соответственно, падает. Сегодня рентабельность хлебобулочного и кондитерского производства на железногорском пищекомбинате не превышает 10%. Это мешает предприятию развиваться, но решать проблему за счет резкого повышения отпускных цен его руководители не собираются: чтобы не потерять свою долю рынка, приходится держаться среднекраевого уровня.

Когда-то комбинат полностью обеспечивал ЗАТО хлебобулочной и молочной продукцией: одного хлеба здесь выпекали в шесть раз больше. Сейчас его всерьез потеснили крупные краевые компании. Доля ГПК на местном рынке хлебобулочных и кондитерских изделий - около 30%. И столько же - на рынке молочных продуктов. Объем выпускаемой молочной продукции - 130-140 тонн в месяц. Хлебобулочных изделий - 150 тонн, хотя производственные мощности рассчитаны на 300. Однако по причине нехватки каналов сбыта продукции эти возможности остаются нереализованными. Пока.

Покупатель не всегда прав

Реализация продуктов первой необходимости через розничную торговую сеть - вопрос особый. Во-первых, хлеб, булочки, молоко, сметана и т.д. всегда должны быть свежими.

Во-вторых, людям не нравится покупать хлеб и молоко в магазине, расположенном за три квартала от дома. При таком раскладе они скорее предпочтут купить продукты менее качественные и менее свежие, зато в ближайшем к дому павильоне. Следовательно, продукция должна продаваться в максимально большом числе торговых точек.

Первую проблему на железногорском пищекомбинате научились решать давно. Чтобы утром завезти в магазины свежий хлеб, его пекут здесь только ночью!

- Заявки от магазинов мы принимаем ежедневно до восьми часов вечера, когда уже ясно, чего и сколько потребуется на следующий день, - говорит заместитель директора Торгового дома 'Пищекомбинат' Владимир ОДОЕВСКИЙ. - Остатки забираем и перерабатываем в панировочные сухари.

Правда, даже при таком рациональном подходе бывают сбои: владелец магазина или продавец, сотрудничающий сразу с несколькими поставщиками, уже сам определяет, чей хлеб выставить на прилавок в первую очередь, а чей до поры до времени попридержать в подсобке.

Со вторым вопросом - широтой розничной сети - сложнее: в большинстве магазинов существуют негласные квоты на продукцию определенных производителей. И менять соотношение в вашу пользу владелец будет только под воздействием очень веских аргументов. Например, если вы предлагаете более выгодные условия. А пищекомбинат, как предприятие со 100%-ной долей государственной собственности, не может предложить своим партнерам никаких форм поощрения, кроме законных. Что же касается мнения покупателей, то оно зачастую учитывается в гораздо меньшей степени.

- Я думаю, что, если бы покупатель имел реальную возможность определять ассортимент, объем продаж нашей продукции был бы значительно больше, - говорит Владимир Юрьевич.

Лучшая защита - нападение

Сегодня комбинат поставляет свою продукцию в 70 магазинов на территории ЗАТО и 20 - в Красноярске. Среди партнеров ГПК в краевом центре - крупные ретейлеры 'Красный Яр', 'Командор': Причем объемы поставок в последние три года стабильно растут.

Успешная экспансия железногорского пищекомбината на красноярском рынке во многом обеспечивается удачной маркетинговой стратегией предприятия. Ее идея предельно проста: 'Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать'. Для этого во многих магазинах Красноярска проводятся дегустации молочной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий ГПК.

- Мы уже опробовали эффективность такого метода в Железногорске и еще раз убедились, что русский человек больше склонен доверять не рекламе, а собственным ощущениям и мнению знакомых, - говорит Александр Владимирович. - У меня есть все основания надеяться, что скоро брэнд ГПК станет известен большинству жителей Красноярска. Именно в этом направлении мы планируем вести дальнейшее расширение рынка сбыта.

- В нашем хлебе, тортах и булочках все настоящее. Тем более что 'молочные' составляющие: масло, сливки, сметану, творог - мы производим тоже строго по ГОСТам. Может быть, выглядит все это не так красиво, зато все соответствует заявленному качеству.

Александр ВОЛКОВ

Наталья ДЕМШИНА

Красноярский край 2004 год. Итоги


Юбилей года

Инвестиции года

Политик года

Назначение года

Бизнесмен года

Лидеры года


Реформа огня, воды и медных труб продолжается


Реформа жилищно-коммунального хозяйства



Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"