- Александр Валентинович, как в последние годы происходит исполнение консолидированного бюджета края?
- По сравнению с 2000 годом доходы краевого бюджета возросли более чем в два раза - в основном за счет увеличения объема налоговых поступлений. В 2003 году доходная часть краевого бюджета была выполнена на 95,1%. Ожидаемое исполнение бюджета 2004 года будет близко к 100% годовых назначений.
- Каковы основные источники налоговых поступлений в краевой бюджет?
- Последние два с половиной года более 60% налоговых поступлений составляют отчисления промышленных предприятий, более половины из которых приходится на цветную металлургию. На втором месте - транспорт.
- Какие изменения в бюджетной политике края связаны с реализацией бюджетно-налоговой реформы?
- В 2003 году взамен устаревшего был принят Закон Красноярского края 'О бюджетном процессе в Красноярском крае', отвечающий требованиям Бюджетного кодекса РФ. Произошли изменения в системе межбюджетных отношений. Принят Закон 'О межбюджетных отношениях в Красноярском крае', определяющий ответственность краевых, районных и муниципальных властей за финансирование конкретных бюджетных расходов. Это стало началом коренной реорганизации системы межбюджетных отношений.
- Как повлияет бюджетная реформа на формирование краевого бюджета следующего года?
- В процессе реформы основная масса расходных полномочий передается с федерального на краевой уровень. А ряд полномочий муниципальных образований централизуется на уровне края. При этом в результате перераспределения расходных полномочий и доходных источников дополнительная нагрузка на краевой бюджет составит примерно 4 млрд рублей. А средства ФФФПР Красноярский край, очевидно, получать не будет.
- Как в этих условиях обеспечить баланс доходов и расходов краевого и местных бюджетов?
- Для этого сегодня проводится корректировка межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Предполагается увеличить доходные источники муниципальных образований за счет зачисления земельного налога в доходы местных бюджетов и увеличения в 1,5 раза уровня базовой доходности для исчисления единого налога на вмененный доход с 1 января 2005 года.
Мы внедряем в практику новые методы бюджетного планирования. Важным инструментом реализации бюджетной политики становятся долгосрочные целевые программы, позволяющие решать наиболее важные задачи социально-экономической политики региона. В 2005 году за счет средств краевого бюджета планируется реализовать 19 целевых программ.
- Какие задачи по развитию бюджетно-налоговой системы края планируется решить в 2005 году?
- Главное - развитие среднесрочного финансового планирования. Для определения финансовых возможностей региона предстоит разработать финансовую стратегию на ближайшие годы, подготовить прогноз доходов и расходов краевого бюджета.
- Планируете ли вы увеличение объема налоговых по-ступлений в бюджет края?
- Потенциальные доходы ожидаются за счет увеличения налогооблагаемой базы региона в результате реализации Программы социально-экономического развития края до 2010 года. Программа предусматривает перевод центров прибыли в Красноярский край, развитие действующих и открытие новых производств (например, освоение ОАО 'Роснефть' Ванкорского месторождения), развитие лесной отрасли.
- Какова политика администрации края в сфере налоговых льгот?
- Сохранение существующего уровня социальных налоговых льгот - одно из приоритетных направлений налогово-бюджетной политики администрации края на среднесрочную перспективу. В 2005 году планируется сохранить льготы по региональным налогам для групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, для бюджетных организаций по субсидируемым из бюджета товарам и услугам.
Второе направление работы - осуществление стимулирующей налоговой политики: совершенствование краевого налогового законодательства, отмена неэффективных льгот, разработка системы льгот для поддержки инвесторов.
И третье направление - повышение качества налогового администрирования. Оно направлено на мобилизацию доходов консолидированного бюджета края.
Беседовала Наталья ДЕМШИНА