? 8 - 9 (82 - 83) Октябрь 2004

  ТЕМА НОМЕРА: КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ - 70 ЛЕТ


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Красноярский Край

СИБАВИАТРАНС набирает высоту

На пороге своего десятилетия Сибавиатранс уверенно набирает высоту и с гордостью несет звание лучшей региональной авиакомпании. Это звание делает честь не только работающим в компании, но и всему Красноярскому краю - региону, который авиакомпания представляет. Дважды - в 1998 и 2001 годах - красноярской компании присуждалась самая престижная в области гражданской авиации премия 'Крылья России' в номинации 'Лучший региональный перевозчик'.

Сегодня Сибавиатранс выполняет внутри региона 85% от общего объема регулярных авиаперевозок. Оставшиеся 15% делят между собой АК 'КАТЭК' и Туринское авиапредприятие. Неоспоримые конкурентные преимущества авиакомпании - это профессиональный менеджмент, опытный коллектив, развитая инфраструктура и самый большой парк воздушных судов.

Так что можно смело заявлять, что регулярные авиаперевозки сохранены в Красноярском крае, в том числе и благодаря профессиональным решениям руководства АК 'Сибавиатранс'.


Максим ЧЕТВЕРИКОВ, генеральный директор АК 'Сибавиатранс'

Окончил Сибирскую аэрокосмическую академию (САА)
1995 - Инженер службы авиационной безопасности АК 'КрасЭйр'
1998 - Начальник отдела авиационной безопасности
1999 - Начальник службы почтово-грузовых перевозок
2000 - Заместитель директора аэропорта Красноярск
2001 - Директор аэропорта Красноярск
2002 - Генеральный директор АК 'Сибавиатранс'.
P.S. Когда материалы для статьи были уже готовы, стало известно, что М.Г. Четвериков получил новое назначение. В должности первого заместителя АК 'ОмскАвиа' он займется развитием еще одной сибирской компании.


Первая негосударственная

В марте 1995 года первая в России негосударственная авиакомпания 'Сибавиатранс' выполнила летную программу, арендовав единственный самолет и имея штат сотрудников 30 человек. В 1997 году начались рейсы на регулярной основе в самые отдаленные уголки Красноярского края. В том же году АК 'Сиб-авиатранс' поддержала проект 'Северный воздушный мост', первой проложив маршрут в Америку через Северный полюс.

В 2004 году компания 'Сибавиатранс' - это 35 специально предназначенных для региональных перевозок воздушных судов и 650 квалифицированных специалистов. 'Региональной' принято называть авиакомпанию, которая летает на воздушных судах малой емкости и не эксплуатирует длинно-магистральные (федеральные) трассы. Сегодня Сибавиатранс - лучшая среди российских региональных авиакомпаний.


Радость встречи

Сибавиатранс полностью удовлетворяет потребности регионального рынка во внутренних авиасообщениях и дарит радость встречи, связывая более 30 городов Восточной Сибири и Крайнего Севера. Компания выполняет рейсы из Красноярска, Норильска и Новосибирска. Благодаря работе авиакомпании жители таких северных городов, как Игарка, Тура, Байкит, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, не только не чувствуют себя оторванными от центра, но и получают дополнительный импульс для развития территорий.

В октябре этого года завершился процесс автоматизации продажи авиабилетов в удаленных населенных пунктах края. Таксофонные аппараты уже установлены в аэропортах Норильска, Игарки, Светлогорска, Туры, Туруханска и Северо-Енисейска, в Подкаменной Тунгуске. Теперь во всех городах и поселках края, где приземляются самолеты Сибавиатранса, работает автоматизированная система продажи авиабилетов. Кроме значительного улучшения сервисного обслуживания пассажиров компании, подобная услуга дает возможность оперативного анализа загрузки рейсов.

Помимо регулярных полетов Сибавиатранс осуществляет и чартерные рейсы внутри региона. Заказы поступают на перевозку спортивных команд, вахтовых бригад нефтяников, представителей администрации края.

Сибавиатранс выполняет также работы, связанные с заказами по лесоохране, нефте- и газоразведке, аэросъемке, контролю объектов энергетического комплекса. По итогам 2003 года компания стала лауреатом премии 'Крылья России' именно в номинации 'Авиакомпания года - участник обслуживания отраслей экономики России'.


Только самолетом можно долететь

Территориальное устройство Красноярского края таково, что развитие региона немыслимо без малой авиации. Во многие районы Красноярского края только самолетом можно долететь. Авиационный транспорт является единственным видом сообщения с краевым центром для жителей северных и таежных уголков края. Компания 'Сибавиатранс' является единственной авиакомпанией, выполняющей социальные перевозки на регулярной основе.

В 2003 году в структуре регулярных пассажирских перевозок компании доля социально-значимых перевозок составила почти 25%. Эта программа не только обеспечивает необходимую частоту авиасообщений с северными районами края, но и предоставляет доступные тарифы, которые соответствуют платежеспособности населения. Инициирована программа социальных перевозок администрацией Красноярского края и, благодаря многолетнему сотрудничеству компании и администрации, успешно реализуется.


'Городская' спасает жизни

Особо хочется отметить работы, связанные с санитарной авиацией, без помощи которой в Красноярском крае сложно говорить об оказании срочной медицинской помощи в отдаленных районах. Заказчик - краевое управление здравоохранения. Полеты санитарной авиации в труднодоступные районы по договору с ККБ?1 авиакомпания выполняет с 1996 года. За это время спасено более 1000 человеческих жизней. Только в 2003 году пилоты компании выполнили более 600 санитарных заданий. Работы по санитарной авиации выполняются из аэропортов Красноярск, Енисейск, Богучаны. С целью сокращения времени доставки больных на собственные средства авиакомпании построена и введена в эксплуатацию вертолетная площадка в Советском районе, которая получила имя 'Городская'.


Обнимая небо крепкими руками

Успехи любой компании невозможны без профессионального менеджмента. Чуть больше двух лет коллектив АК 'Сибавиатранс' работает под руководством генерального директора Максима ЧЕТВЕРИКОВА. Именно ему пришлось доказывать необходимость региональных перевозок.

Каждые два года Максим Геннадьевич получает в управление новую структуру. И ровно два года ему необходимо, чтобы добиться коммерческого результата.

10 лет исполняется АК 'Сибавиатранс'. И ровно 10 лет работает в авиации Максим Четвериков. От руководства почтово-грузовой службой до управления крупной региональной авиакомпанией - вот такой стремительный карьерный рост. Что стоит за понятием 'антикризисный управляющий', какие особенности характера позволяют настолько оперативно решать сложнейшие задачи? Об этом наш разговор с Максимом Геннадьевичем.

- Почему именно два года? И кто первым увидел в вас эту способность - управлять и решать проблемы?

- Два года, потому что за этот срок мне удавалось решить те вопросы, которые ставились руководителем при назначении на должность. А затем у руководителя возникали новые задачи, более серьезные, более масштабные, мне делали новое предложение, и я вновь соглашался.

Вообще, своим профессиональным ростом я обязан Борису Абрамовичу. В 1995 году я пришел в службу безопасности 'КрасЭйр'. Через два года Борис Михайлович предложил мне должность начальника отдела почтово-грузовых перевозок. С этого все и началось. Почтово-грузовой склад я реорганизовал в службу по организации почтово-грузовых перевозок и сделал ее одной из лучших производственных служб аэропорта. Затем был назначен на должность заместителя директора аэропорта, освоил специфику работы шести служб, обеспечивающих основную производственную деятельность аэропорта Емельяново и через полгода его возглавил. В то время необходимо было обеспечить бесперебойную работу АК 'КрасЭйр' на самом сложном, начальном этапе работы веерного расписания.

- Что было тогда самым тяжелым для вас?

- Самым тяжелым был весь первый год - 1998, когда мне досталась самая запущенная производственная служба аэропорта, когда проблема воровства разрослась до нереальных размеров, а трудоспособность персонала была непростительно низкой. Кроме того, для меня и коммерческие, и производственные вопросы были новыми, специальной подготовки менеджера не было, решения приходилось принимать по ходу дела.

70% персонала пришлось заменить. Практически полностью сменился инженерно-руководящий состав, и более чем на половину - состав рабочих. Но, знаете, специалисты, которые работали со мной тогда, сейчас занимают руководящие должности в производственном комплексе аэропорта. Это подтверждает, что был сделан правильный выбор.

- С чего начинается 'антикризисный управляющий'?

- Я всегда начинаю с анализа ситуации и подбора команды. Честно говоря, когда мне делают новое предложение, всегда хочется забрать свою прежнюю команду. Ведь невозможно добиться успеха, когда рядом нет людей, которые понимают руководителя и готовы работать именно с ним. Однако в то же время я осознаю, что легко потерять достигнутые результаты, если не оставить на прежнем месте подготовленную смену. Поэтому всегда, уходя на другую должность, оставляю лучших управленцев.

Вообще, общение между руководителем и подчиненным -это всегда сложный процесс. Кто первый, кто второй - вопрос кажется простым только на первый взгляд. Полное взаимопонимание достигается годами.

Свой стиль управления я называю авторитарно-демократическим. С одной стороны, я требователен к своим подчиненным и жестко контролирую их действия. С другой - принимаю решения только после коллегиальных совещаний, всегда считаюсь с мнением профессионалов, внимательно слушаю их советы.

- По каким критериям подбираете персонал?

- Я ценю в подчиненных умение самостоятельно принимать решения, видеть проблемы предприятия и устранять их еще до того, как на них обратит внимание руководство. Сам, когда занимал более низкие должности, всегда считал, что плохо, когда видят проблему раньше меня и ставят мне задачу. Это я должен прийти к своему руководителю в лучшем случае с уже решенной проблемой, в худшем - с предложениями по ее решению.

Очень ценю в подчиненных деловую активность и умение отладить свою работу. Любой специалист должен уметь организовывать свой труд, уметь использовать свое время более эффективно.

- А почему вы выбрали именно авиацию?

- Авиация всегда была моей мечтой. Но и в самых красивых снах я не мечтал возглавлять одну из наиболее перспективных сибирских компаний. Эта работа дает мне ощущение полноты жизни.

В авиации встречаешь очень много людей, влюбленных в свое дело. Хотя, конечно, есть здесь и специальности, которые требуют педантичного выполнения одних и тех же действий годами. В результате со временем люди перестают думать о перспективах. Это специфика авиации. И это порой мешает более продуктивной работе.

- Авиакомпанией 'Сибавиатранс' вы управляете уже больше двух лет. Значит ли это, что скоро последует новое предложение? Все ли вы успели сделать в должности генерального директора?

- Не считаю, что удалось полностью решить все проблемы. Очень остро стоит задача обновления парка воздушных судов, проблема привлечения больших инвестиций для развития компании. Но уже стабилизировалась финансовая ситуация, компания определила свою рыночную нишу. Коллектив успокоился. Прекратились разговоры, что предприятие завтра обанкротится, что его продадут, что оно распадется. Правда, нет пока полной ясности с перспективами развития, но это связано скорее с изменениями во всей отрасли, с тенденцией укрупнения авиационных предприятий.

Я считаю, что ничего плохого не случится, если Сибавиатранс войдет в какой-либо мощный альянс. Рыночные отношения становятся более жесткими, мелкие компании теперь должны стоять за спиной компаний федеральных и участвовать в общих программах, иначе они будут просто разорены.

Что же касается первой части вопроса, то я уже получил новое предложение. Но об уходе говорить еще рано. Впереди десятилетие Сибавиатранса, и я хочу встретить его вместе со всем коллективом. Когда я пришел сюда после 'КрасЭйр', первое, что бросилось в глаза, - теплый, спокойный, внимательный друг к другу коллектив. С такими людьми легко работать. Много профессионалов, на которых можно положиться, и они всегда тебя готовы поддержать, без завистливой оглядки.

- Ваша семья, родные, как они реагируют на вашу постоянную занятость?

- К работе я всегда относился очень ответственно, всегда уделял ей много внимания. Семья к этому привыкла и понимает, что работа для меня все. Надо отдать должное супруге, Анне, - она умеет справляться с трудными ситуациями. Мы вместе уже больше десяти лет. Сыну 10 лет, и он вполне разумный человек. С ним у нас полное взаимопонимание - уже сейчас он, когда звонит, прежде всего интересуется, есть ли у меня свободная минута. Он научился уважать и ценить мое время и мою работу. Так всегда было принято относиться друг к другу в семье моих родителей. Моя мама - врач, папа - инженер. Я очень благодарен им за все, что они для меня сделали. И все чаще замечаю в себе их черты. Я спокойный, общительный - в маму. Но на работе больше проявляются черты характера отца: требовательность, жесткость, ориентация на результат.

- Как проводите свободное время?

- Знаете, в школьные годы я очень серьезно занимался лыжами, был кандидатом в мастера спорта. И сейчас очень люблю спорт. А еще - рыбалку. Возможно, потому, что и в спорте, и на рыбалке всегда важен результат.

Марина МИШИНА

Красноярский завод комбайнов: все для победы


Все для фронта

'Коммунары', вперед!

Сибирские 'самоходы'

По пути эксперимента

Первый 'Сибиряк'

Расширяя формат

'Енисейские богатыри'

Проверено Генсеком


Хроника развития Красноярского края


Красноярск в 1934 - 2004



Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100

© 2002-2004
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"