№ 11 (96) Ноябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Александр Хлопонин:


МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Самостоятельная вместо контрольной
В Красноярске появится региональный орган сертификации строительной продукции и систем менеджмента качества строительных и проектных организаций на основе стандартов ИСО серии 9000

Невыразительные архитектурные решения, кривые стены, просевшие фундаменты, не поднимающаяся до верхних этажей вода, обернувшийся трагедией поход в аквапарк – все это, к сожалению, объективная реальность российского строительного рынка. Цены на квадратный метр постоянно растут, а пропорционального повышения качества строительства не происходит. Весь этот комплекс проблем уже можно считать третьей национальной бедой.

Мы не первые и не последние

Более 50% проектной документации возвращается сегодня по результатам государственной экспертизы на доработку (а ведь до этого она благополучно прошла все этапы внутреннего контроля качества!). Но если добавляется еще и брак на этапе строительно-монтажных работ, «вернуть на доработку» объект уже невозможно.
Эксперты уверены: причины нужно искать не только в российском менталитете и безнаказанности бракоделов. С сопоставимой статистикой ошибок при том же проектировании сталкивались многие страны. Просто они смогли выработать эффективные решения и выстроить принципиально иные методы борьбы с погрешностями и недобросовестностью.

Качество должно быть встроенным

«Не ошибается тот, кто ничего не делает» – с этой истиной, увы, не поспоришь. И сколько механизмов внешнего контроля ни создавай, ошибки все равно неизбежны. Осознав, что гарантии качества, основанные на контроле, ненадежны, в Японии еще в 1949 году задумались о переориентации на другие пути и пришли к выводу: если качество «встраивается» в каждый процесс, соответствие конечного продукта заданным стандартам обеспечивается с наибольшей вероятностью. Правда, это требует существенных перемен в организации работы. Во-первых, акцент нужно перенести с выявления и исправления дефектов на их предупреждение. Во-вторых, бороться с браком должны не внешние инстанции или особые контролеры, а все сотрудники предприятия. Иными словами, качественно может работать только та компания, которая сама к этому стремится. Именно это стремление, по сути, и оценивают существующие сегодня международные стандарты серии ISO 9000:2000. Мировая практика доказывает, что основанные на них системы управления качеством надежны и эффективны. Игнорировать этот опыт уже невозможно.

Тест на совместимость

Сказать, что российский строительный рынок как-то особенно противится внедрению «ISO-совместимых» систем качества, нельзя. Как единодушно отмечают эксперты, на большинстве солидных предприятий есть свои системы управления качеством, их нужно только доработать. И уже сегодня многие это делают.
В 1999 году собственные системы качества на основе стандартов серии ИСО 9000 в стране разрабатывали всего около 100 проектно-изыскательских организаций. К 2002 году Госстрой вообще планировал завершить эту работу во всем строительном комплексе страны. Но пока идея победила лишь в отдельно взятой столице – сегодня получить заказ в рамках муниципальных строительных программ могут только компании, сертифицировавшие свою систему качества.
Без сомнений, перемены ждут и региональные строительные рынки. Это требование не только времени, но и нормативных документов. В СНиП 12-04-2004 говорится: «Исполнитель работ может подтвердить свои возможности по обеспечению качества строительства наличием сертифицированной в установленном порядке системы менеджмента качества». А Федеральное агентство по строительству приказом уже обязало создать в регионах условия для сертификации. В Красноярском крае выполнять эту роль Росстрой уполномочил государственное предприятие «Красноярский ПромстройНИИпроект».

Чрезвычайно уполномоченные консультанты

Выбор Росстроя предопределили многие факторы. Институт работает в крае с 1963 года, при его активном участии строились крупнейшие промышленные объекты региона. Он сохранил основной состав специалистов, серьезную научную базу и уникальный архив. Кроме того, здесь действует единственный в крае государственный испытательный центр «Красстрой». Еще с конца 90-х годов его сотрудники начали выступать экспертами по качеству, соответственно, накоплен и немалый опыт консультирования. Сейчас институт проходит аккредитацию в Росстрое РФ и с 2006 года станет региональным органом сертификации строительной продукции и систем менеджмента качества.

Управление качеством в вопросах и ответах
На наиболее распространенные вопросы, касающиеся сертификации систем качества, основанных на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001:2001, отвечает начальник Центра оценки систем управления качеством Наталья Шпакова.

– На каких принципах должна базироваться система качества, чтобы быть эффективной?
– Она должна строиться на политике, ориентированной на заказчика (потребителя) продукции, а контроль над созданием и функционированием системы необходимо расценивать как основную обязанность первого руководителя. Документирование процессов обеспечения качества должно опираться на нормативную базу, а возможность повторения ошибки при производстве продукции или услуг должна быть исключена.

– Предполагается, что систему качества должны разрабатывать сотрудники компании. Не разумнее ли поручить это профессиональным консультантам?
– Поскольку любая проектная или строительная организация в той или иной степени уже имеет свою систему качества, речь может идти только о приведении ее в соответствие с требованиями стандартов серии ИСО 9000. Это означает, что в каждом конкретном случае система будет абсолютно индивидуальной, но при этом разумной и понятной любому внешнему специалисту. В то же время для ее «создания» нельзя воспользоваться универсальными методиками, разработками партнера или конкурента. Наш опыт убедительно доказывает, что сколь угодно грамотная система качества, заказанная стороннему специалисту, нежизнеспособна. Она успешно работает, только если «вырастает» внутри компании.

– Какова при внедрении системы качества роль консультантов и можно ли без них обойтись?
– Задача консультанта – показать «зазор» между существующей в компании системой качества и требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, показать направление движения. Зная правила построения системы, он наблюдает за процессом ее «выращивания» и при необходимости его корректирует. По общим учетным данным, менее 1% предприятий, имеющих сертификаты на систему качества, создали ее без помощи консультанта. Целевое консультирование позволяет адаптировать и внедрить тот положительный опыт, который накоплен в других организациях, и минимизировать число ошибок. Это тот случай, когда на чужих ошибках не только нужно, но и можно учиться.

– Есть ли в Красноярске центры по подготовке специалистов в области систем управления качеством?
– Да, но их единицы. В строительной отрасли наш институт едва ли не единственный. Отрасли вообще не хватает квалифицированных экспертов. Сегодня остро стоит вопрос о подготовке специалистов по внедрению системы качества на основе международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001), а значит, есть необходимость создания специализированного центра. В ближайшее время мы начнем проводить обучающие семинары на безе нашего института в собственном Центре оценки систем управления качеством.

– Заменит ли сертификация системы качества лицензирование проектных и строительных работ?
– Думаю, что да. Это принципиально новая, но очень прогрессивная система. Она глубже и эффективней.

– Кто и при каких условиях может аннулировать сертификат соответствия?
– Сертификация систем качества в строительстве включает в себя организацию работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации: предварительная оценка системы качества, проверка и оценка системы качества в организации и инспекционный контроль за сертифицированной системой качества. Инспекционный контроль проводится 1 раз в год в течение действия сертификата, процедура его проведения соответствует процедурам проведения сертификационного аудита. Если при этом обнаружатся значительные несоответствия требованиям стандарта и предприятие их не исправит, сертификат сначала будет приостановлен, а затем аннулирован.

– Из каких основных этапов состоит процесс создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества и сколько в среднем он длится?
– В среднем 9 месяцев. Ключевые этапы здесь – оценка «стартового уровня» (той системы, которая есть в организации к данному моменту), определение руководителя проекта, создание Совета по качеству, службы качества, повышение квалификации персонала и постоянный внутренний аудит системы качества. Сертификация системы – дело добровольное, но это пока. Уже сегодня большинство организаций считают ее необходимым итогом всей работы. Интеграция в мировую экономику без этого невозможна. В пользу такой точки зрения говорит весь международный опыт, а с ним нужно считаться. Напомню известный афоризм: «Если двое на правильном пути, но один стоит, а другой идет, кто придет первым?»
При этом нужно понимать, что сертификация – только первый шаг. Дальше должен быть отлажен процесс непрерывного совершенствования качества продукции, ведь система качества создается исключительно для улучшения деятельности самого предприятия и создания конкурентных преимуществ. И если руководство компании озабочено только получением сертификата, Кодекс деловой этики запрещает консультанту принимать в этом участие. Равно как и в том случае, когда он не уверен, что его работа принесет пользу клиенту.

Более подробные ответы можно получить по телефонам: 911-711, 44-08-56 в Центре оценки систем управления качеством

ТАТЬЯНА ЧАБАН


Итоги месяца

ЗАО реконструкции и развития

В зоне особого внимания

Полпреды России

Золотая середина

Каскад решений

Сам себе оператор

Первые итоги

От всех болезней века

Эликсир тысячелетней выдержки

Сибирский Альбион





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал



Аренда в Томске

Бизнес, кредиты, недвижимость





© 2002-2009
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Новости авто