? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПИШЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Моторинская стратегия
Торгово-производственная компания 'Визит-М', созданная в начале 90-х годов братьями Моториными, сегодня прекрасно известна большинству зеленогорцев, поскольку успешно работает сразу в нескольких секторах потребительского рынка. Мини-заводы по производству пищевых продуктов и собственные торговые сети братья Моторины рассматривают как фундамент для дальнейшего развития. Об особенностях становления малого бизнеса в Зеленогорске мы побеседовали с генеральным директором ООО 'Визит-М' Борисом Моториным.

'Визит-М' - наглядный пример успешного развития малого бизнеса. Борис Анатольевич, как и с чего вы начинали?
Зарегистрировавшись в марте 1992 года, мы, как и большинство предпринимателей в то время, занялись торговлей. Продавали все, на что был спрос. В 1995 году, купив на аукционе магазин 'Рас- свет', стали специализироваться на поставках продуктов питания. Сегодня у нас 4 продуктовых магазина, к которым не так давно добавился магазин электробытовой техники и наше последнее 'открытие' - торговый центр БУМ.

Торговля считается занятием непыльным и прибыльным. Почему решили попробовать свои силы в гораздо более проблемном реальном секторе?
Наше решение стало логичным продолжением развития компании. Когда четыре года назад мы запускали первую производственную линию по выпечке хлеба, у нас уже была розничная сеть. И проблема реализации продукта решалась сама собой. К тому же у нас были свободные площади, не использовать которые было бы глупо. Какую-то роль, разумеется, сыграли и амбиции: мы решили создать собственный брэнд, который отличался бы прежде всего высоким качеством.

Повлияла ли на ваше решение специфика локального рынка?
Особенности зеленогорского рынка тут ни при чем. Печь хлеб мы начали исключительно потому, что сами этого захотели. Пивоварение, производство полуфабрикатов и рыбных деликатесов мы потом организовали тоже на свой страх и риск.

А вас не смущало, что, создавая эти производства, вы вторгались науже занятые территории? Ведь в Зеленогорске есть и хлебозавод, и крупный пивзавод...
Стратегия развития нашей компании с момента ее образования заключается прежде всего в выборе тех сегментов рынка, в которых мы можем быть конкурентоспособны. Ведь значение имеет не столько количество игроков, сколько качество предложения. И здесь самый объективный индикатор - покупательский спрос. Сегодня у нас проблем со сбытом нет.
Что же касается Зеленогорского пивобезалкогольного комбината и хлебозавода, их продукция также реализуется в городе вполне успешно. У каждого предприятия есть свои конкурентные преимущества.

Иначе говоря, с 'прелестями' жесткой конкурентной борьбы вы не знакомы?
Пожалуй, что так. Конкуренция на зеленогорском рынке, безусловно, есть, но жесткой ее не назовешь. Нам не приходится навязывать свой товар, напротив, все больше компаний сами предлагают поставлять им наши продукты. Поэтому 'Визит-М' присутствует практически во всех торговых точках города, входит в число поставщиков для структур общественного питания многих организаций, в частности электрохимического завода.
С другой стороны, мы в наших магазинах продаем продукцию того же пивобезалкогольного комбината и городского хлебозавода, по сути, наших конкурентов. С ними у компании сложились партнерские, можно даже сказать, дружеские отношения. Мы придерживаемся принципа: потребитель сам должен сделать выбор.

Какую часть продовольственного рынка Зеленогорска занимает сегодня ваша компания?
Специальных исследований на эту тему мы не проводили. Думаю, не ошибусь, если оценю ее в 15%. Разумеется, если иметь в виду всю совокупность торговых и производственных мощностей.

Наверное, непросто управлять настолько многопрофильным бизнесом:
Сложности действительно есть. На сегодняшний день в структуру 'Визит-М' входит 12 подразделений, включая, помимо названных магазинов и производств, оптовый склад по продаже алкоголя и продуктов питания, автотранспортный цех и кафе 'Грот'. В компании работает около 400 человек. Приходится одновременно решать широкий спектр вопросов, разбираться в специфике новых видов деятельности. Есть трудности и с набором персонала. Но, с другой стороны, в такой форме организации я вижу и наши плюсы: предприятие, занимающееся сразу несколькими видами деятельности, более устойчиво.

Сейчас, когда у компании достаточно большой штат, продолжаете ли вы считать 'Визит-М' семейным бизнесом?
Безусловно. Возглавляем компанию по-прежнему я и мои братья. В 'Визит-М' работают и другие наши родственники. Но сразу хочу сказать: родственные связи отнюдь не главный критерий, когда мы решаем, кого принять на работу, кого повысить в должности. Принцип кумовства у нас не действует, главное - профессиональная компетентность.

А как складываются ваши отношения с административными структурами Зеленогорска и кредитными учреждениями?
С прежней администрацией отношения были уважительнонейтральными. Вновь избранный мэр А.А. Моргунов и председатель городского совета В.С. Михайлов обещали поддержку и даже озвучили некоторые предложения.
Среди финансово-кредитных учреждений у нас есть давний и надежный партнер - Зеленогорское отделение Сбербанка. Хочется выразить особую благодарность его руководству, которое поддерживает все наши проекты.

Готовы ли вы к тому, что Зеленогорск вскоре может стать слишком тесным для вас? Все-таки закрытый город, емкость рынка существенно вырасти не может, а вы, насколько я понял, планируете развиваться...
Да, компания не должна 'застаиваться'. У нас масштабные планы, но мне пока не хотелось бы их озвучивать. Могу сказать только, что непременно будем развивать торговую сеть, возможно, будем открывать новые производства. Что же касается расширения рынков сбыта, то мы уже предприняли ряд шагов в этом направлении. Наше пиво третий месяц продается в Красноярске. Сейчас решается вопрос о поставках рыбы, а в будущем, вероятно, будем возить в краевой центр и хлеб.

Полагаете, в Красноярске ваша продукция будет поль- зоваться таким же спросом, как в Зеленогорске?
Мы уверены в ее конкурентоспособности. О нашем пиве мы уже не раз слышали хорошие отзывы, появились даже постоянные покупатели. Думаю, что и остальную нашу продукцию красноярцы оценят по достоинству.

АЛЕКСЕЙ ХИТРОВ


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"