? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПИШЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Бархатная эволюция
Птицефабрика 'Бархатовская', крупнейший в крае производитель куриного яйца и одно из немногих птицеводческих хозяйств, до сих пор остающихся в государственной собственности, в ближайшее время будет акционирована. 'Без этого предприятие не сможет развиваться дальше', - говорит Леонид Килин, директор ГП КК 'Птицефабрика 'Бархатовская'.

Государственное управление - формальность
Говоря о трудностях развития, руководитель птицефабрики в первую очередь имеет в виду проблемы с получением кредитов и привлечением частных инвестиций. Имея огромную залоговую базу в виде недвижимости, предприятие не может получить под нее кредит, поскольку по действующему законодательству объекты, расположенные на государственной земле, в качестве залога не принимаются. В обеспечение кредита птицефабрика может предложить только движимое имущество - технику и оборудование, но в масштабах такого хозяйства это мизерные суммы, их не хва- тит на то, чтобы реализовать хоть сколько-нибудь серьезный проект.
'Реально сейчас статус ГП тормозит наше развитие, - констатирует Леонид Килин, - потому что без привлечения кредитных средств, за счет одних только собственных ресурсов, двигаться вперед немыслимо. Да и необходимость в самой государственной вертикали управления текущей хозяйственной деятельностью сегодня отпала. Оно стало в большой степени формальным: действительно важ- ные производственные вопросы решаются непосредственным руководителем предприятия'.
На сегодняшний день вся необходимая документация по акционированию птицефабрики уже отправлена в администрацию края. Ожидается, что вопрос по изменению ее статуса будет решен в октябре. Руководитель и специалисты птицефабрики уверены, что, став акционерным обществом, предприятие сможет существенно укрепить свое экономическое положение путем ускоренной модернизации производства и изменения организации труда.

Необходима 'зерновая интервенция'
Государственное управление не избавляет птицефабрику и от других, сугубо производственных, проблем. Например, с приобретением сырья для кормов, основу которого составляют пшеница и ячмень фуражных сортов. Цены на региональном рынке зерна крайне нестабильны, причем диапазон колебаний настолько широк, что прогнозировать их просто невозможно. Так, если в 2003 году птицефабрика закупала сырье по 800 рублей за тонну, то в прошлом году цена поднялась аж до 5,8 тысячи - в 7,2 раза! Сейчас цены держатся в районе 2800 рублей, и эта цифра устраивает руководство 'Бархатовской'. Но где гарантии, что по окончании нынешней страды, 'богатой' на дожди, она не удвоится или даже не утроится? Несколько стабилизировать ситуацию помогают собственные посевные угодья, но урожая, с них полученного, хватает только до нового года.
'Я прекрасно понимаю производителей зерна, стремящихся сбыть свою продукцию подороже, - говорит Леонид Килин. - Это естественно. В прошлом году, например, когда в соседних регионах случился неурожай, зерно у наших хозяйств соседи скупали по космическим ценам. Соответственно, и нам пришлось выложить столько же. Соблюсти баланс интересовпроизводителей и потребителей помог бы механизм 'зерновой интервенции', когда зерно перетекает из 'урожайных' регионов в 'неурожайные', практически не изменяясь в цене. Но контроль в этой сфере - прерогатива государства'.

Конкуренция должна быть честной
Еще одна насущная проблема, актуальная для всех красноярских птицефабрик, - конкурентное давление со стороны производителей из других регионов, прежде всего Новосибирской и Кемеровской областей. Бороться с ними довольно тяжело, поскольку соседи вовсю демпингуют, продавая на нашем рынке по заниженным ценам излишки продукции, не реализованные на своей территории. Естественно, это товар более низкого качества - уже потому, что срок его реализации почти истек. Но ограничить его ввоз в Красноярск экономическими методами невозможно, поскольку есть закон, запрещающий препятствовать свободному перемещению продукции между регионами РФ. И все же, если де-юре это яйцо еще можно продавать (как правило, срок его хранения - 25 дней), то де-факто оно часто уже непригодно к употреблению.
'Мы не против конкуренции в принципе. Мы просто хотим честной конкурентной борьбы. Такой, какая существует сегодня между местными птицефабриками, - утверждает Леонид Килин. - Соседи же не только везут к нам недоброкачественный товар, отнимая, по приблизительным подсчетам, около 40% рынка, но и дискредитируют нашу торговую марку. Каким образом? Через продавцов, которые реализуют под нашим брэндом продукцию, не имеющую к нам никакого отношения. Например, совсем недавно случился скандал: потребителю продали испорченные яйца, продававшиеся под нашим именем. Я едва не задохнулся от возмущения, когда увидел на экране телевизора ценник с надписью 'Яйцо бархатовское' на ячейках с белыми яйцами. Мы производим только коричневые, но ведь не все потребители об этом знают...'
Союзниками красноярских производителей яиц в борьбе с недобросовестными конкурентами могли бы выступить органы госнадзора за качеством продуктов питания. Но: Пока некачественная продукция продолжает благополучно поступать на красноярский рынок.

Строже ГОСТа
Впрочем, бархатовцы тоже не собираются бездействовать и уже предприняли целый ряд мер для персонификации своей продукции. Во-первых, выпустили на рынок новый продукт 'Яйцо диетическое'. Согласно технологическим стандартам, к этой категории относятся яйца, произведенные не более 7 дней назад (затем они переходят в разряд столовых). На птицефабрике пошли дальше, установив собственный стандарт: 'диетическим' здесь называется только яйцо, произведенное либо в тот же день, когда поступило в продажу, либо за сутки до этого. Таким образом, у продавцов остается 5 дней на реализацию. Сейчас 'Бархатовская' начинает рекламную кампанию этого продукта.
Кроме того, на фабрике освоен выпуск яиц в фирменной, исключающей возможность подделки упаковке из экологически чистого материала - емкостью 10 штук. Но пока продукцию птицефабрики в новой упаковке можно найти только в супермаркетах. 'Дело в том, что упаковка делает продукцию дороже примерно на 2 рубля, - поясняет Леонид Килин, - а большинство наших потребителей пока не готовы переплачивать. Они предпочитают покупать яйцо в обычных прозрачных пакетах. Тем не менее мы продолжаем развивать это направление и со временем, я уверен, полностью перейдем на фирменную упаковку. Культура потребления продуктов питания постоянно растет, и, в конце концов, люди сами оценят, насколько это удобнее'.
Для реализации этой идеи руководство 'Бархатовской' намерено приобрести яйцесортировальный комплекс, в котором будет предусмотрена функция упаковки яиц в различную тару, а сортировка и маркировка будут автоматизированы (сейчас эти операции выполняются вручную).
В планах предприятия и дальнейшая модернизация производства. Сегодня здесь уже реконструированы три корпуса общей производительностью 130 тыс. яиц в сутки. Два из них оснащены немецким оборудованием, а на третьем установлен комплекс, изготовленный на Красноярском заводе комбайнов. Курицы чувствуют себя в нем не менее комфортно, чем в импортных, хотя стоит он на 4 млн рублей дешевле. Таким оборудованием планируется оснастить и другие корпуса, что позволит повысить рентабельность предприятия за счет увеличения объема производства при одновременном снижении энерго- и трудозатрат.

Отходы - в статье доходов
На сегодняшний день птицефабрика 'Бархатовская' является не только крупнейшим в крае производителем яйца, но и крупным экспортером этого продукта в другие регионы: от Владивостока до Москвы. Популярность бархатовского яйца как экспортного продукта объясняется просто: безупречный товарный вид, идеальные вкусовые качества, высокая прочность скорлупы.
Дополнительную устойчивость и немалые доходы фабрике обеспечивает сопутствующая продукция: на 'Бархатовской' освоен выпуск более 50 видов полуфабрикатов из куриного мяса, открыт кондитерский цех, выстроен полный цикл безот- ходного производства. 'Из отходов у нас только куриный по- мет, - улыбается Леонид Килин, - да и то мы используем его для удобрения собственных полей или продаем населению'.
Умелое, энергичное руководство, направленное на постоянное развитие, в свое время помогло 'Бархатовской' не только остаться на плаву, но и двигаться вперед, увеличивать объемы производства, в то время как другие фабрики разваливались одна за другой. Сегодня, как и на протяжении всей своей более чем тридцатилетней истории, предприятие остается одним из главных поставщиков диетических и столовых яиц для Красноярска. Машины со свежей бархатовской продукцией уходят в краевой центр ежедневно.
Несмотря на все трудности, птицефабрика помнит и о своей миссии поселкообразующего предприятия. Единственное предприятие села Бархатово обеспечивает селян стабильной работой, теплом, питьевой водой, содержит жилищно-коммунальное хозяйство. А совсем недавно фабрика построила для бархатовцев пятиэтажный дом на 90 квартир.

АЛЕКСЕЙ ХИТРОВ


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"