? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Наука управлять
Переход к рыночной экономике, начавшийся в середине 80-х, не сопровождался адекватными изменениями госу- дарственной образовательной и кадровой политики. Более того - ни той, ни другой по сути нет до сих пор. Два деся- тилетия реформ в значительной мере поспособствовали вымыванию кадрового потенциала. В результате дефицит квалифицированных специалистов практически во всех областях экономики и властных структурах достиг крити- ческой отметки. И чем мощнее и перспективней экономика региона, тем сильнее он ощущается.

'Корочки' решают все
Решать накопившиеся проблемы нужно безотлагательно. Сакраментальный вопрос: с чего начать? Пока что в качестве единственно эффективной меры предложена очередная реформа образования, на этот раз коснувшаяся и высшей школы. Директор Института информатизации социальных систем КГТУ Игорь Ковалевич считает, что более продуктивным было бы начать с изменений в кадровой политике, ведь образовательная система прежде всего выполняет социальный заказ, 'и пока в вуз приходят не за знаниями, а за дипломом, ситуация принципиально не изменится. От того, что выпускники станут называться бакалаврами или магистрами, конкурентоспособными они не станут'.
Институт информатизации социальных систем ведет подготовку студентов по двум специальностям: 'Прикладная информатика в психологии' и 'Прикладная информатика в социальной работе'. Общее число выпускников, прошедших различные формы обучения, включая дистанционное, приблизилось к 1000. Их охотно берут на работу силовые структуры (МВД, ФАПСИ), региональные органы соцзащиты, социального страхования, службы занятости, отделы кадров предприятий.
Кроме того, ИИСС активно работает в сфере переподготовки и повышения квалификации, сотрудничает с администрацией г. Красноярска (так, недавно институт выиграл грант на разработку веб-сайта 'Креативная мастерская' для департамента социальной политики), с кадровым центром администрации края по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. Около 7 лет преподаватели института проводят курсы по информационным технологиям, психологические тренинги. И весь гордиев узел кадровых проблем им хорошо знаком. По мнению специалистов института, главный их источник в том, что существующая система выборов приводит к власти случайных людей, зачастую абсолютно не готовых управлять.

Ротация на политической кухне
'В советские времена лозунг, что даже кухарка может управлять государством, благополучно соседствовал с рациональной системой отбора, ротации и подготовки кандидатов на руководящие посты, - говорит Игорь Ковалевич. - Сейчас все пущено на самотек. Управленцем может стать буквально любой. Однако, чтобы стать хорошим руководителем, мало быть просто хорошим человеком, и даже хорошим специалистом в своей области, или, скажем, иметь нужные связи. Требуются особая подготовка, компетентность и даже определенный психотип.
По данным статистики, людей, способных к активной предпринимательской или управленческой деятельности, в мире всего 10%. Если на руководящую должность приходит такой человек или начальник хотя бы подбирает таких заместителей - работа идет, дело спорится. Если нет - появляется еще одно проблемное предприятие. Я не хочу сказать, что система отбора по психологическим тестам - панацея, но это один из аспектов, которые надо учитывать при отборе кандидатур на ключевые посты'.
Для бизнеса подобное тестирование уже норма. В государственных же и муниципальных организациях оно пока совершенно не приветствуется. Студенты ИИСС, проходившие практику, пытались на своих рабочих местах выполнять подобные дипломные проекты - проводили тестирование руководителей разных рангов - от мастера участка до замдиректора, выдавали заключения (естественно, конфиденциально, с соблюдением всех требований по защите информации). Но во всех организациях под разными предлогами эту работу тут же свернули.
'Управление - искусство, но одновременно - наука, и этому надо учить, - говорит Игорь Ковалевич. - Этот процесс уже начался: в вузах открылись соответствующие специальности. Но, повторюсь, нужны объективные критерии отбора на входе в систему и внутри нее.
Определенные попытки выработать такой механизм предпринимаются. Однако общерегиональной кадровой политики пока практически нет. Многие мероприятия проводятся просто для галочки.
Конечно, за год-два ситуацию не изменить. И пока нужно работать с теми людьми, которые уже вошли в те или иные эшелоны власти: системный подход даст свои результаты. На мой взгляд, любое повышение квалификации руководителя должно содействовать не только профессиональному росту, но и расширению его компетентности в сфере информационных технологий, социальной психологии. Каждый грамотный управленец должен обладать навыками организации работы в коллективе, уметь создавать благоприятный психологический климат, разрешать конфликты, а не загонять их в тупик, стимулировать сотрудников к активной работе. Методики эти давно отработаны, достаточно легко осваиваются на тренингах и рано или поздно дают отдачу в виде положительных экономических показателей'.

Лоция профессиональной школы
Сходную ситуацию можно наблюдать и на начальных этапах профессионального образования, когда старшеклассники только выбирают профиль будущего обучения. Здесь решающими тоже часто оказываются случайные факторы: советы друзей, желания родителей, распространенные мифы, неадекватная самооценка... Чтобы молодой человек выбрал дело жизни сообразно своим способностям и наклонностям, нужна квалифицированная помощь. Одним тестированием тут не обойтись - в тестах велик фактор случайности. Необходимо психологическое сопровождение с 5-го, если не с 1-го, класса, мониторинг, консультации - иными словами, профориентационная служба. У ИИСС есть опыт такой работы в нескольких школах Октябрьского района. Но, по мнению Игоря Ковалевича, реальные положительные сдвиги появятся тогда, когда эта деятельность будет поддержана хотя бы на уровне районных отделов образования.
Пока профориентацией занимаются лишь в отдельных школах. В одних случаях эти попытки удачны, в других - нет. Как и в любой другой области, здесь тоже требуется организованная целенаправленная работа.
'У нас есть специалисты, разработки, опыт, - резюмирует Игорь Ковалевич. - Мы готовы участвовать в самых серьезных проектах, направленных на повышение кадровой обеспеченности региона. Но на успех можно рассчитывать только в том случае, если движущей силой будет общая осознанная воля, а не одиночные, разроз- ненные инициативы'.


Институт информатизации социальных систем создан 11 лет назад на базе сильнейшей в Сибирском регионе площадки по разработке, освоению и продвижению информационных технологий - Красноярского государственного технического университета. Если прочие факультеты КГТУ готовят грамотных программистов, электронщиков, системных администраторов, то ИИСС сосредоточил усилия на подготовке специалистов в области прикладной информатики в социальной сфере. 'Процесс информатизации, несмотря на мощную техническую составляющую, начинается все-таки с человека, - говорит директор института Игорь Ковалевич. - Помните, когда-то в ЖЭКе и на почте сидели бабушки со счетами - и не было очередей. А сейчас там стоят компьютеры, но к каждому окошку очередь человек в десять. И не дай бог, еще что-то сломается: Главная проблема информатизации в нашей стране состоит не в том, чтобы обеспечить современными компьютерами и построить информационные сети, а научить людей применять новые технологии на своем рабочем месте, пользоваться теми возможностями, которые они дают. В противном случае от IT нет никакого прока'.
ИИСС выпускает как раз 'IT-носителей' - специалистов, которые в первую очередь сами используют информационные технологии в своей предметной области, свободно ориентируясь в сфере IT-решений, и, кроме того, способны их внедрять, в том числе грамотно ставя задачу перед программистами и соответствующими техническими службами.
Прикладная информатика применима в любой сфере деятельности. В федеральном кодификаторе числится более 40 связанных с ней специальностей. В ИИСС информационные технологии решили 'заземлить' на социальную сферу, поскольку, с одной стороны, потребность в такого рода специалистах очень велика, с другой - потому что у сотрудников института к моменту его создания уже был немалый опыт работы в области социальной психологии и педагогики. Институт организовывался на базе кафедры социальной психологии и педагогики, которой руководит профессор, академик Валентина Ковалевич. Открытию кафедры (1994 г.) предшествовало создание центра по изучению общественного мнения (1989 г.) и лаборатории социально-психологических исследований (1991 г.). Таким образом, обеспечить серьезную подготовку и по информатике, и по психологии возможности нового вуза вполне позволяли. Но соединить столь разные предметные области в единое целое поначалу никак не удавалось. Несколько лет ушло на разработку интегрированных курсов и переориентацию исследовательской и практической работы студентов. В итоге получился удачный сплав учебных курсов и технологий, позволяющий готовить специалистов, одинаково хорошо взаимодействующих и с техникой, и с людьми.
В нынешнем году конкурс среди абитуриентов составил 6,5 человека на место. Сегодня здесь обучаются студенты со всего края - от Хатанги до Минусинска, и конкурентов на образовательном поле у вуза почти нет: кроме ИИСС и его филиалов специалистов такого профиля готовят только в Москве, Уфе и Краснодаре.

ТАТЬЯНА ПЕТРЕНКО


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"