? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Образование с видом на карьеру
Один из главных упреков в адрес российской высшей школы в том, что, выйдя из стен alma mater, сегодняшние выпускники очень смутно представляют себе, чем им придется заниматься. Но вуз вузу - рознь. В Государственном университете цветных металлов и золота любой второкурсник может смоделировать свой профессиональный и карьерный рост на ближайшие 10-12 лет. О том, каким должно быть высшее образование в изменившихся экономических условиях, мы поговорили с проректором по учебной работе ГУЦМиЗ Натальей Фирюлиной и первым проректором, проректором по научной работе и развитию научного потенциала Николаем Довженко. Первый проректор, проректор по научной работе и развитию научного потенциала ГУЦМиЗ Николай Довженко и проректор по учебной работе Наталья Фирюлина


В Красноярске набирают абитуриентов более 30-ти государственных и негосударственных вузов. Чем выделяется на их фоне Государственный университет цветных металлов и золота?
Н.Ф.:
Прежде всего тем, что он не имеет территориальной принадлежности. Это видно из самого названия, в котором отсутствует определение 'красноярский'. Мы готовим кадры для всей России. На сегодняшний день ГУЦМиЗ является единственным в стране учебным заведением, выпускающим специалистов по всем направлениям горнометаллургического производства - от разведки месторождений минеральных полезных ископаемых, нефти и газа до производства готовых изделий из цветных, драгоценных металлов, сверхчистых и полупроводниковых материалов, драгоценных камней. Помимо этого мы готовим отраслевых менеджеров, экономистов и работников сферы управления. Мы также являемся единственным в России гражданским вузом по подготовке специалистов в области пожарной безопасности.
ГУЦМиЗ стал первым красноярским вузом, где была введена система параллельной подготовки специалистов, когда за пять лет обучения студенты получают две специальности - техническую и экономическую. Фактически мы выпускаем готовых руководителей производства, которые сейчас ценятся на вес золота, поскольку они знают и технологические процессы, и их финансово-экономическую составляющую. В Институте экономики и управления экономическими системами университета ведется обучение по самым востребованным на сегодня специальностям: 'Государственное и муниципальное управление', 'Экономика и управление на предприятии', 'Управление качеством', 'Информационные системы в экономике'.

Значит, ваши выпускники без работы не сидят?
Н.Ф.:
Конечно. Сегодня в крае интенсивно развивается горно-металлургическая промышленность, и спрос на наших студентов со стороны ведущих предприятий крупного и среднего бизнеса, работающих в этой отрасли, растет. Их принимают на работу 'Норильский никель', золотодобывающая компания 'Полюс', Красноярская угольная компания, РУСАЛ, Красцветмет. В 2003 году мы начали целевую подготовку специалистов для компании 'Русский алюминий' по программе 'Корпоративный университет'. Программа получила развитие, и в настоящий момент у нас заключены договоры разного уровня уже с несколькими предприятиями Сибирского региона.

Чем обучение по программе 'Корпоративный университет' отличается от обычного университетского?
Н.Ф.:
Основная задача корпоративного университета - подбор будущих специалистов для конкретных компаний (это происходит на втором курсе) и обучение их по специально разработанной программе, в ходе которого студенты встраиваются в производственные процессы и корпоративную культуру предприятий. Как я уже сказала, наш университет связан с бизнес-структурами договорами разного уровня. Для одних мы готовим специалистов по программе дополнительного профессионального образования, которое, как правило, касается и области производственного менеджмента. Другие предъявляют особые требования к проведению практики и непосредственно ее курируют. В этом году у нас был первый выпуск корпоративного университета 'Русского алюминия'. 26 человек сразу же получили работу на Красноярском алюминиевом заводе.
'Норильский никель' выбрал несколько иной путь сотрудничества. Здесь долгое время действует программа 'Профессиональный старт', которая представляет собой, по сути, длительную производственную практику на предприятиях компании, в течение которой студент проходит все стадии профессионального роста - от рабочего до инженера.
Новосибирский оловянный комбинат, также сотрудничающий с ГУЦМиЗ, направляет студентов на практику как на головное производство, так и в свои подразделения на Дальнем Востоке. Таким образом, корпоративный университет стал той системой взаимоотношений с работодателями, которая позволяет готовить выпускников для работы на конкретном предприятии.

Почему потребность в корпоративном университете возникла именно сейчас?
Н.Ф.:
Поначалу предприятия рассуждали примерно так: даже если молодые специалисты не приходят к нам сразу после вуза, мы всегда сможем найти нужных профессионалов на рынке труда. Через некоторое время бизнес понял, что это тупиковый путь. Специалист в горно-металлургической области должен быть востребован сразу. 'Период полураспада' знаний в сфере высоких технологий исчисляется тремя годами. А благодаря программе 'Корпоративный университет' компании могут подготовить для себя профессионалов с определенным 'запасом' - давая знания, которые потребуются им лишь через три-четыре года. Бизнес начал выстраивать свою кадровую стратегию.

А чем выгодна программа самим студентам?
Н.Д.:
Что такое образование вообще? Это, с одной стороны, получение теоретических и технических знаний, а с другой - применение их на практике. Университет не способен самостоятельно обеспечить многих важных моментов, связанных с практическим применением тех знаний, которые он дает. Программа же корпоративного университета позволяет выпускнику не только освоить рабочие и инженерные специальности, но и открывает ему доступ в технические библиотеки предприятий. А это - возможность познакомиться с новейшей иностранной литературой, зарубежными периодическими изданиями, которые студент не всегда найдет в библиотеке университета. Кроме того, в рамках этой программы каждый студент получает куратора от предприятия - специалиста высокого уровня. Это может быть главный инженер или, скажем, начальник отдела.

Но где гарантия, что качество профессиональной подго- товки студентов заказчика устроит?
Н.Ф.:
Сегодня наш университет - крупный образовательный комплекс, в котором работает более 500 человек профессорскопреподавательского состава. Более 60% из них имеют ученые степени и звания, в том числе 12% - степень доктора наук.
Своеобразным гарантом качества обучения выступает и существующая в ГУЦМиЗ система многоуровневого образования. У нашего университета, кстати, есть второе название - Красноярский центр непрерывного инженерного образования. Мы готовим дипломированных специалистов по 32 направлениям. На нашей базе открыт Межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, работающий на уровне высших международных стандартов.
Многоуровневая система образования подразумевает также многоуровневую систему контроля качества. Уже более десяти лет в университете работает система 'Ритм', которая позволяет аттестовывать студентов дважды в течение семестра. В 2003 году ГУЦМиЗ стал лауреатом всероссийского конкурса 'Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов'. Наш вуз удостоен такой награды первым за Уралом.
Мы готовим настоящих профессионалов. Учебные программы по всем специальностям основаны на изучении опыта и результатов работы на предприятиях горно-металлургической промышленности края. Наши студенты проходят все предусмотренные государственными образовательными стандартами производственные и преддипломные практики. Университет постоянно расширяет и совершенствует свои образовательные программы. Только в этом году мы открыли четыре новые специальности: 'Геология нефти и газа', 'Пожарная безопасность', 'Безопасность жизнедеятельности в техносфере' и 'Металлургия техногенных и вторичных ресурсов'.

Н.Д.:Государственный университет цветных металлов и золота - это еще и серьезная научная школа. Мы активно привлекаем студентов к участию в научных исследованиях, выполняемых по заказу тех предприятий, на которых они будут работать, прививаем им навыки внедрения научных результатов в виде инноваций. Некоторые из них в достаточно короткие сроки проходят обучение в нашей аспирантуре и получают степень кандидата наук.
Сейчас много говорится о том, что государственную систему контроля качества образования должна дополнять система аккредитации со стороны работодателей. Они, как непосредственно заинтересованная сторона, должны оценивать компетентность того специалиста, которого мы подготовили и который пришел к ним работать. Очень интересно было бы проследить траекторию его движения по карьерной лестнице, скажем, за пять лет. Это и было бы, наверное, самой показательной оценкой качества нашей работы. Уверен, что рейтинговые позиции ГУЦМиЗ и по этой шкале были бы очень неплохими.

ТАТЬЯНА КРУПКО


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"