? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


ГЛАВНАЯ ТЕМА

Топ-заземление

Получить диплом о высшем образовании в нынешней России проще простого. Всевозможные вузы предлагают специальности, как говорится, 'на любой вкус и кошелек'. Мало того - демографы предсказывают, что к 2010 году число выпускников школ и вакантных мест в высших учебных заведениях сравняется, и о вступительных конкурсах вообще можно будет забыть. Почему же тогда большинство отечественных предприятий в той или иной мере сталкивается с нехваткой кадров? С этим вопросом мы обратились к главному координатору образовательного процесса в Красноярском крае - заместителю губернатора Владимиру Шишмареву.


Владимир Петрович, во времена 'холодной войны' американский адмирал Рековер утверждал: 'Советский Союз угрожает США отнюдь не ядерным оружием, а системой образования'. Наша высшая школа считалась одной из лучших в мире. Однако сегодня выясняется, что ее выпускники не слишком конкурентоспособны:
Я никогда не говорил и никогда не скажу, что советская система образования была плохой. Она была выстроена грамотно и полностью соответствовала тем политическим и экономическим задачам, которые перед ней ставились. Она должна была идти на шаг впереди и подготавливать каждый последующий этап экономического развития государства. Но после перестройки векторы движения страны и ее образовательной системы перестали совпадать, и сегодня перед Россией остро встала проблема кадровой обеспеченности.

Губернатор края Александр Хлопонин заявил недавно, что запланированные регионом инвестиционные проекты обеспечены необходимыми специалистами только на 7%. Получается, что большую часть выпускников красноярские университеты и академии готовят 'в никуда'?
К сожалению, это так. И причин тут несколько. Первая- несоответствие образовательных программ, реализуемых в высшей школе, запросам развивающейся экономики Красноярского края и России в целом. Существует явный дисбаланс между потребностями бизнеса в специалистах и теми специальностями, которые представлены в наших вузах. До сих пор система профессионального образования в крае ориентирована на ту экономику, которая существовала в советские времена. К примеру, мы продолжаем готовить столько же специалистов для сельского хозяйства, сколько готовили в 60-80-е годы, при этом отчетливо понимая, что сам агропромышленный комплекс края с тех пор претерпел значительные изменения.
Не так давно у меня состоялась встреча с директором одного красноярского техникума, который заявил, что нельзя сокращать набор студентов по специальности 'агроном'. Тогда я спросил: 'Если АПК края заработает на полную мощность и начнет выдавать такой же объем продукции, какой выдавали колхозы и совхозы региона в советский период, потребуется ли нам такое количество агрономов?' - и получил ответ: 'Нет'. Тогда зачем мы тратим немалые деньги на подготовку этих специалистов, заранее зная, что половина из них останется без работы? В результате выпускники вузов вынуждены сразу же после получения диплома становиться на учет в службе занятости и переучиваться.
Но есть и вторая причина кадрового дефицита. До перестройки штат всех оборонных предприятий Сибири на 80-90% укомплектовывался за счет выпускников красноярских вузов. Сегодня ВПК значительно сократил производство. Пропорционально сократился и спрос на молодых специалистов. Но вузы края продолжают набирать студентов на некогда востребованные специальности, тем самым опять-таки создавая явный дисбаланс на рынке труда.

А на каких специалистов спрос превышает предложение?
В первую очередь рынку недостает квалифицированных управленцев. Именно об этом постоянно говорит наш губернатор. Ведь успех любого производства складывается из двух основополагающих элементов: эффективного управления и современных технологий, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию. По этим параметрам мы уступаем пока наиболее развитым государствам. Поскольку программы, стандарты и материальная база профессионального образования Красноярского края значительно устарели, вузы не могут готовить специалистов, владеющих современными технологиями. Соответственно, у наших студентов нет конкурентных преимуществ на мировом рынке труда.

Чего же недостает нашим выпускникам, чтобы быть востребованными?
Прежде всего - умения создать свое дело. Для этого им нужно найти собственный жизненный фарватер и встроиться в ту систему отношений, которая существует в современном бизнесе.

По-моему, ни в школе, ни в вузе этому не учат:
Поэтому и нужна новая образовательная система. В настоящее время Совет администрации Красноярского края совмест-но с управлением образования, ГУРЭП и отраслевыми управлениями, курирующими развитие промышленного комплекса края, создают программу реформирования профессионального образования в нашем регионе. Работа ведется сразу в нескольких направлениях. Во-первых, мы должны оценить реальные потребности краевой экономики в специалистах и дать прогноз развития рынка труда в ближайшем будущем, тем самым обозначив заказ для профессиональной школы. При этом мы учитываем, что подготовленных специалистов все равно должно быть больше, чем того требует рынок, ведь не все выпускники захотят работать по специальности. Плюс к тому на рынке труда должна быть создана определенная конкурентная среда.
Второе направление связано с подготовкой менеджеров высшего звена. Безусловно, и преподавательский состав, которому предстоит их готовить, и программа обучения, и образовательные технологии должны соответствовать международным стандартам. Это означает, что придется изменить также всю материальную базу. Ведь учебному заведению, в котором предстоит обучаться специалистам международного класса, недостаточно просто лекционных аудиторий и аудиторий для практических занятий.
Преобразования коснутся и средней школы. Сегодня мы рассматриваем возможность открытия на ее базе специальных классов, где бы учеников готовили по программе международного бакалавриата - IP-программе. Подобные международные экономические школы уже работают в Москве и Санкт-Петербурге. Такой диплом даст ребятам возможность продолжить обучение в вузах других государств.

А что такого есть за границей, чего у нас нет?
На этот вопрос в своей беседе с губернатором исчерпывающе ответил посол Великобритании: 'Если ваших выпускников школ и студентов поместить в наши университеты, из них получатся специалисты высочайшего уровня, поскольку в совокупности ваша фундаментальная подготовка и наши технологии работы с людьми позволяют создавать идеальный образец современного менеджера'. Действительно, среднестатистический российский школьник знает больше, чем его ровесник за рубежом. Об этом свидетельствуют данные тестирования международной системы оценки качества образования PIZA, которое проводится среди учащихся 9 классов раз в 2-3 года. Но в то же время среднестатистический западный школьник гораздо лучше владеет технологиями, которые позволяют ему постоянно совершенствовать свое образование. Чтобы восполнить дефицит знаний, он чаще обращается к информационным ресурсам: Интернету, справочной литературе. У него есть возможность искать и находить нужную информацию. А в российских школах современные компьютеры появились только после 2000 года. Причем считается нормальным, когда один ПК приходится на 40 учащихся.
Преимущество западного образования еще и в том, что там готовят специалистов, ориентированных на реальные потребности жизни. Школьник или студент не просто учится, он участвует в разработке определенных проектов: не 'игрушечных', а имеющих реальную социально-экономическую значимость. Тогда как наши ученики испытывают огромные трудности с применением своих знаний на практике.
Но мы же не можем постоянно отправлять наших молодых специалистов переучиваться за рубеж. Неужели нельзя создать на базе российских учебных заведений синтез фундаментальной подготовки и прогрессивной практики?
Вот это как раз и есть основная цель той программы реформирования, которая сейчас готовится. Концепция будет представлена на суд общественности уже в сентябре, а сама программа - к концу этого года. Первые шаги по реализации будут сделаны в 2006 году. Как говорится, в России медленно запрягают, да быстро ездят:
Ключевой момент грядущих преобразований - создание Национального университета. С одной стороны, новый вуз будет включать в себя бизнес-школу международного уровня, которая будет готовить современных управленцев. С другой - на его базе будет проводиться анализ кадровой обеспеченности экономики Красноярского края и разрабатываться новые технологии обучения.

Решено импортировать западную систему образования?
Ни в коем случае. Если бы перед нами стояла такая задача, мы бы просто открыли в нашей стране филиал какого-нибудь международного университета - Оксфорда или Гарварда. Но у российской экономики своя специфика, ей нужны российские же специалисты. В очередной раз сошлюсь на губернатора, который сказал: 'Если мы сегодня пойдем по пути покупки технологий Запада, то мы должны будем привезти в Россию западную образовательную систедет выстроена двухуровневая система: бакалавриат - магистратура. По прогнозам, на 7 бакалавров будет приходиться 3 магистра.

Если основная задача Национального университета- обеспечить бизнес квалифицированными специалистами, ожидаете ли вы встречной поддержки?
Конечно. Новый университет должен стать инвестиционно привлекательным прежде всего для крупных успешных компаний, поскольку вуз будет готовить квалифицированных специалистов именно для них. Бизнесу выгодней вкладывать средства в развитие внешней образовательной структуры, чем создавать собственные корпоративные центры переподготовки кадров, где выпускники государственных вузов 'доводятся' до определенных стандартов. Если сегодня финансирование высшей школы на паритетных началах обеспечивают государство и родители учеников, то в будущем основными инвесторами высшего профессионального образования должны стать бизнес-структуры. Такова одна из основных задач реформы высшей школы.

Надежда Репникова


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"