Валерий Рощупкин, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:
- До сих пор эффективность лесопользования сохраняется на достаточно низком уровне. Не снижается себестоимость лесозаготовок. На фоне истощения пиловочного ресурса в уже освоенных лесах сохраняется устаревшая модель лесопользования, при которой весь прочий древесный ресурс остается невостребованным. По-прежнему не хватает дорог, используются устаревшие лесозаготовительные технологии, продолжается незаконная рубка леса. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли прежде всего необходимо продолжить работу над лесным законодательством.
Павел Безматерных, начальник управления лесного комплекса Совета администрации Красноярского края:
- Во многих странах мира такие стратегически важные вопросы, как разработка нового Лесного кодекса, решаeтся десятилетиями и в обязательном порядке выносятся на суд общественности. Кодекс, который принят сейчас в первом чтении, создавался достаточно странным образом - практически без участия ученых, специалистов, занятых в лесной отрасли.
Главный лесной закон содержит несколько существенных нововведений, принимать которые в нынешних условиях было бы преждевременным. В первую очередь это касается декларативного порядка отпуска лесов на корню. Действовавшее до сих пор распределение лесных участков по конкурсу в новом Лесном кодексе предлагается заменить на аукционы. В таком случае единственным критерием определения собственника будет цена - кто больше предложит, тот и хозяин. И нет никакой гарантии, что им окажется лесопользователь, занимающийся развитием производства и имеющий необходимую для этого инфраструктуру и квалифицированные кадры. Он просто не сможет заплатить за лесной участок больше, поскольку его ограничивает предел рентабельности. А случайная фирма, взявшая кредит в банке, может заплатить любую цену. И потом под видом субаренды заниматься перепродажей леса третьим лицам. Получается, при аукционной форме аренды леса выигрывает не тот собственник, который будет способствовать развитию территории и края.
Другой важный момент, который требует пересмотра и доработки, касается лесопользования. Сейчас все мы можем спокойно гулять по лесу, собирать ягоды, грибы. В новой редакции Лесного кодекса введены ограничения свободного доступа. В результате люди лишаются доступа в лесные угодья, которыми пользовались десятилетиями. Интересы граждан, безусловно, ущемляются. Непонятно, как быть, скажем, коренным малочисленным народам, изначально занимавшимся промыслом на этих территориях. К каким последствиям все это может привести, можно только гадать.
Владимир Векшин, руководитель Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому АО:
- В лесном комплексе края наблюдается постепенный подъем. В 2004 году объем заготовки древесины составил почти 10 млн кубометров. Для сравнения: в 1998 году заготовки упали
до 5 млн кубометров. Сегодняшнее увеличение стало возможным во многом благодаря появлению нового вида хозяйствования - аренды лесных участков. Последние несколько лет показали, что у арендных отношений есть бесспорные преимущества: у леса появляется хозяин, который заботится о сохранении своего участка и занимается восполнением лесов. На сегодняшний день почти на 40% восстановленных лесных площадей лесовосстановление выполнено силами заготовителей.
Разрабатывающееся сейчас законодательство позволит заключать договоры аренды лесных участков на срок до 99 лет. Я считаю, что это должно улучшить ситуации в лесной отрасли края. Ведь бизнесмен стремится вести свое хозяйство рационально, не истощая сырьевую базу, только если он пришел в отрасль всерьез и надолго.
Основным направлением в лесопользовании должно стать увеличение доходности от эксплуатации участков лесного фонда не столько за счет повышения объемов лесозаготовок, сколько за счет более точной оценки лесных ресурсов и более качественного их использования, в частности развития в регионе глубокой переработки древесины.
Юрий Захаринский, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания Красноярского края:
- Значение лесного комплекса для нашего региона переоценить невозможно. Леса - это во многом будущее Красноярского края. От того, как они будут использоваться, зависит положение дел во многих районах: создание рабочих мест, решение важнейших социальных проблем, наполнение бюджетов территорий и края.
Сегодня мы ждем принятия главного лесного закона страны. Тот Лесной кодекс Российской Федерации, который в апреле этого года был утвержден в первом чтении Государственной думой, не выдерживает никакой критики и требует серьезной корректировки. Мы получили проект закона, рассчитанного исключительно на получение прибыли. В таком виде он служит интересам одних лишь предпринимателей, в нем не учтены социальные и экологические вопросы, в том числе касающиеся ответственности за сохранение и восстановление лесов. Если кодекс будет утвержден в сегодняшнем варианте, это дестабилизирует как лесопользование, так и работу лесопромышленных компаний. И не только в нашем крае. Серьезной доработки Лесного кодекса сегодня требуют около 90% субъектов РФ.
Александр Горовой, начальник УВД Красноярского края:
- Начиная с 2004 года лесозаготовки в Красноярском крае растут, но лишь малая доля полученных средств попадает в краевой бюджет, а значит, служит развитию региона.
На сегодняшний день в крае действует более 100 фирм, работающих под контролем китайских предпринимателей и поставляющих в Китай кругляк по бросовой цене, что никак не способствует развитию лесной отрасли края.
Мы прекрасно понимаем сложность ситуации. Многие леспромхозы, выполнявшие функцию поселкообразующих предприятий, обанкротились и прекратили свое существование. В результате разрушилась социальная сфера, пришли в упадок объекты, находившиеся на балансе этих предприятий: школы, детские сады, поселковые больницы. Чтобы зарабатывать, обеспечивать семьи, люди вынуждены идти работать к частным предпринимателям, которые рубят и вывозят лес незаконно.
Настало время навести в лесопользовании порядок. Для этого нам потребуется поддержка краевой администрации, местных органов самоуправления - прежде всего в обеспечении площадок для хранения изъятой продукции. Только объединив усилия местных властей, милиции и прокуратуры, можно положить конец такому бедствию, как криминальная лесозаготовка.