? 9 (94) Сентябрь 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Кадровый потенциал


ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Земля - крестьянам, налог - государству

Переход на новую систему налогообложения земель даст новый толчок к развитию экономики края

Красноярский край - один из немногих регионов России, где практически завершены работы по оценке кадастровой стоимости земель. Это означает, что у нас есть все шансы перейти на новую систему налогообложения земель уже в следующем году, как и планировалось. По мнению заместителя губернатора Красноярского края, начальника краевого управления имущественных отношений Вадима Медведева, это существенным образом повлияет на темпы развития экономики края.


Вадим Викторович, как вы оцениваете предложенную Федерацией методику оценки кадастровой стоимости земельных участков?
После проведения предварительного анализа результатов кадастровой оценки земель у нас возник целый ряд вопросов, касающихся критериев определения налогооблагаемой базы. Речь идет о землях, занятых промышленными предприятиями, о землях иного специального назначения, а также особо охраняемых территориях. Прежде всего необходимо пересмотреть методику определения стоимости отдельных категорий земельных участков - например, тех, что находятся под объектами горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, ЛЭП, железными и автомобильными дорогами и т.д. Наши коллеги из Ямало-Ненецкого округа уже поставили такой вопрос перед правительством РФ.

Означает ли это, что запуск нового механизма начисления земельного налога будет отложен до внесения необходимых поправок?
Думаю, нет. Просто в дальнейшем результаты кадастровой оценки придется корректировать уже с учетом этих изменений.

Возрастет ли после перехода на новую систему налогообложения уровень платежей по земельному налогу?
По предварительным расчетам, в Красноярске поступления от земельного налога не будут превышать уровень 2005 года. А в Ачинске, возможно, даже существенно уменьшатся. В то же время в некоторых территориях ожидается рост платежей, например в Минусинске, Назарово, в Новоселовском районе, где будут установлены максимальные налоговые ставки.
Сразу хочу оговорить, что по закону ставка земельного налога не должна превышать 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом и объектами жилищно-коммунального комплекса, а также личными подсобными хозяйствами. Для прочих категорий земельных участков ставка налога не может быть больше 1,5%.
Окончательный размер земельного налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают представительные органы муниципальных образований. Муниципалитеты также имеют право ввести налоговые льготы для определенных категорий землепользователей.

Однако местные власти заинтересованы в том, чтобы поступления в бюджет росли. А значит, в их интересах установить максимально возможные налоговые ставки. Не лишится ли край некоторых особо охраняемых территорий и социально значимых объектов только потому, что платежи по земельному налогу окажутся для них неподъемными?
Я думаю, этого не произойдет и нам удастся найти компромисс между интересами муниципальных властей и землепользователей. Управление имущественных отношений администрации края считает оптимальным для всех вариантом сохранение общих объемов земельных платежей в 2006 году на уровне 2005 года с учетом инфляции.
Кроме того, закон обязывает органы государственной власти обеспечить участие граждан, общественных организаций и объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в том числе в установлении экономиче-ски обоснованных размеров земельных платежей. Вообще, новый Земельный кодекс основывается на двух базовых принципах: с одной стороны, землепользование должно быть платным, с другой - баланс интересов общества и законных интересов граждан обязательно должен соблюдаться.

А насколько эффективно сегодня ведется землепользование в Красноярском крае?
Эффективность использования земельных участков нужно оценивать с точки зрения экономической, эстетической и социальной целесообразности. Для этого следует учитывать множество факторов: соблюдение экологических требований, сохранение исторического облика населенного пункта, соответствие определенным эстетическим параметрам и, наконец, размер бюджетных доходов, получаемых в качестве платежей за данный земельный участок.
Если говорить о последнем, экономическом, аспекте, то здесь за последние четыре года наблюдается серьезная положительная динамика. В 2000 году доходы консолидированного бюджета края от земельных платежей (арендная плата и земельный налог) составляли около 600 тыс. руб., в том числе краевого бюджета - 100 тыс. руб. В 2004 году эти цифры выросли до 2 млрд руб. и 969 тыс. руб. соответственно.
Однако до сих пор платежи за землю никак не зависели от ее ценности, а земельные отношения регулировались в основном административными и градостроительными методами. Отсутствие экономических механизмов серьезно мешало эффективному и рациональному использованию земель. Это привело к тому, что во многих российских городах ценные земли либо пустуют, либо заняты промышленными предприятиями, которые их фактически не используют. О какой отдаче в этом случае может идти речь?
Ситуация осложняется еще и тем, что земля в городе стала прежде всего реальным капиталом - ведь буквально каждый квадратный метр земельного участка приносит ощутимый доход. А на размере налоговых платежей это может вообще никак не отражаться! Переход на новую систему налогообложения как раз должен способствовать решению всех этих вопросов и более эффективному землепользованию.

Что необходимо предпринять, чтобы земельная реформа стала действенным инструментом развития экономики края?
Прежде всего, отработать нормальный с точки зрения рыночной экономики механизм использования и развития городской среды. Его элементами должны стать продажа прав использования земли (права собственности и аренды); установка платежей за землю, учитывающих ее рыночную стоимость и экологический ущерб; введение льгот по земельному налогу для стимулирования конкретных направлений деятельности.
Кроме того, необходимо проделать серьезную работу по изменению спекулятивного характера рынка земли в городах края. Введение системы кадастровой оценки позволит создать более действенный механизм определения выкупной цены земли при ее купле-продаже. Это поможет предотвратить 'выброс' на рынок большого количества земельных участков в короткие сроки и избежать резкого падения рыночной стоимости земли. Мы обязаны воспрепятствовать скупке земель небольшим числом собственников и закреплению их за узким кругом лиц. В Германии, например, эту проблему решают таким образом: при продаже земли проводится ее повторная оценка, а 75% доходов, возникающих при последующих перепродажах, возвращается государству.
Предстоит также изменить саму структуру землепользования: для этого необходимо создать экономический механизм для перебазирования промышленных предприятий из центральных частей города на окраины. Еще одна важнейшая задача - развить рынок единых объектов недвижимости: здание должно продаваться вместе с земельным участком.

Беседовала Наталья Демшина


Итоги месяца

Здоровье нации требует инвестиций

Как стать Золотым брэндом





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2006
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"