Вадим Викторович, как вы оцениваете предложенную Федерацией методику оценки кадастровой стоимости земельных участков?
После проведения предварительного анализа результатов кадастровой оценки земель у нас возник целый ряд вопросов, касающихся критериев определения налогооблагаемой базы. Речь идет о землях, занятых промышленными предприятиями, о землях иного специального назначения, а также особо охраняемых территориях. Прежде всего необходимо пересмотреть методику определения стоимости отдельных категорий земельных участков - например, тех, что находятся под объектами горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, ЛЭП, железными и автомобильными дорогами и т.д. Наши коллеги из Ямало-Ненецкого округа уже поставили такой вопрос перед правительством РФ.
Означает ли это, что запуск нового механизма начисления земельного налога будет отложен до внесения необходимых поправок?
Думаю, нет. Просто в дальнейшем результаты кадастровой оценки придется корректировать уже с учетом этих изменений.
Возрастет ли после перехода на новую систему налогообложения уровень платежей по земельному налогу?
По предварительным расчетам, в Красноярске поступления от земельного налога не будут превышать уровень 2005 года. А в Ачинске, возможно, даже существенно уменьшатся. В то же время в некоторых территориях ожидается рост платежей, например в Минусинске, Назарово, в Новоселовском районе, где будут установлены максимальные налоговые ставки.
Сразу хочу оговорить, что по закону ставка земельного налога не должна превышать 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом и объектами жилищно-коммунального комплекса, а также личными подсобными хозяйствами. Для прочих категорий земельных участков ставка налога не может быть больше 1,5%.
Окончательный размер земельного налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают представительные органы муниципальных образований. Муниципалитеты также имеют право ввести налоговые льготы для определенных категорий землепользователей.
Однако местные власти заинтересованы в том, чтобы поступления в бюджет росли. А значит, в их интересах установить максимально возможные налоговые ставки. Не лишится ли край некоторых особо охраняемых территорий и социально значимых объектов только потому, что платежи по земельному налогу окажутся для них неподъемными?
Я думаю, этого не произойдет и нам удастся найти компромисс между интересами муниципальных властей и землепользователей. Управление имущественных отношений администрации края считает оптимальным для всех вариантом сохранение общих объемов земельных платежей в 2006 году на уровне 2005 года с учетом инфляции.
Кроме того, закон обязывает органы государственной власти обеспечить участие граждан, общественных организаций и объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в том числе в установлении экономиче-ски обоснованных размеров земельных платежей. Вообще, новый Земельный кодекс основывается на двух базовых принципах: с одной стороны, землепользование должно быть платным, с другой - баланс интересов общества и законных интересов граждан обязательно должен соблюдаться.
А насколько эффективно сегодня ведется землепользование в Красноярском крае?
Эффективность использования земельных участков нужно оценивать с точки зрения экономической, эстетической и социальной целесообразности. Для этого следует учитывать множество факторов: соблюдение экологических требований, сохранение исторического облика населенного пункта, соответствие определенным эстетическим параметрам и, наконец, размер бюджетных доходов, получаемых в качестве платежей за данный земельный участок.
Если говорить о последнем, экономическом, аспекте, то здесь за последние четыре года наблюдается серьезная положительная динамика. В 2000 году доходы консолидированного бюджета края от земельных платежей (арендная плата и земельный налог) составляли около 600 тыс. руб., в том числе краевого бюджета - 100 тыс. руб. В 2004 году эти цифры выросли до 2 млрд руб. и 969 тыс. руб. соответственно.
Однако до сих пор платежи за землю никак не зависели от ее ценности, а земельные отношения регулировались в основном административными и градостроительными методами. Отсутствие экономических механизмов серьезно мешало эффективному и рациональному использованию земель. Это привело к тому, что во многих российских городах ценные земли либо пустуют, либо заняты промышленными предприятиями, которые их фактически не используют. О какой отдаче в этом случае может идти речь?
Ситуация осложняется еще и тем, что земля в городе стала прежде всего реальным капиталом - ведь буквально каждый квадратный метр земельного участка приносит ощутимый доход. А на размере налоговых платежей это может вообще никак не отражаться! Переход на новую систему налогообложения как раз должен способствовать решению всех этих вопросов и более эффективному землепользованию.
Что необходимо предпринять, чтобы земельная реформа стала действенным инструментом развития экономики края?
Прежде всего, отработать нормальный с точки зрения рыночной экономики механизм использования и развития городской среды. Его элементами должны стать продажа прав использования земли (права собственности и аренды); установка платежей за землю, учитывающих ее рыночную стоимость и экологический ущерб; введение льгот по земельному налогу для стимулирования конкретных направлений деятельности.
Кроме того, необходимо проделать серьезную работу по изменению спекулятивного характера рынка земли в городах края. Введение системы кадастровой оценки позволит создать более действенный механизм определения выкупной цены земли при ее купле-продаже. Это поможет предотвратить 'выброс' на рынок большого количества земельных участков в короткие сроки и избежать резкого падения рыночной стоимости земли. Мы обязаны воспрепятствовать скупке земель небольшим числом собственников и закреплению их за узким кругом лиц. В Германии, например, эту проблему решают таким образом: при продаже земли проводится ее повторная оценка, а 75% доходов, возникающих при последующих перепродажах, возвращается государству.
Предстоит также изменить саму структуру землепользования: для этого необходимо создать экономический механизм для перебазирования промышленных предприятий из центральных частей города на окраины. Еще одна важнейшая задача - развить рынок единых объектов недвижимости: здание должно продаваться вместе с земельным участком.
Беседовала Наталья Демшина