? 8 (93) Август 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Специальный проект: строительный комплекс Красноярского края


ФИНАНСЫ

За 'длинным' рублем
Лизинг - один из самых эффективных инструментов экономического роста. Но активно развиваться он начинает только тогда, когда у государства и бизнеса появляется соответствующая мотивация. Послевоенным Европе и Америке требовался финансовый механизм, который способствовал бы интенсивному развитию экономики, и они его получили. Россия пришла к лизинговым отношениям намного позже. Заметный рост этого сектора начался после кризиса 1998 года, когда тысячи компаний лишились возможности единовременно вкладывать в развитие крупные суммы.

Для маленькой такой компании...

По форме лизинг схож с долгосрочной арендой, а по сути является покупкой в рассрочку. В нашем регионе чаще всего берут в лизинг транспортные средства (от большегрузных автомобилей до железнодорожного подвижного состава), промышленное и торговое оборудование, оргтехнику, офисные и промышленные здания. Среднестатистическая лизинговая сделка выглядит так: по заявке предприятия лизинговая компания на собственные или заемные средства покупает некоторое (обязательно высоколиквидное) имущество, которое передается предприятию в пользование. Права собственности на него остаются за лизингодателем вплоть до полного погашения долга.

По оценке Олега Орехова, главного специалиста по правовым вопросам лизинга ООО 'Аргумент', 'лизинг интересен прежде всего субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку позволяет планировать свой бизнес, приобретать новое оборудование, технику и иное имущество, не отвлекая собственные средства и не привлекая кредитных ресурсов. Лизинговая схема оптимизирует налоговые отчисления в бюджет и позволяет гибко распределять финансовые нагрузки в зависимости от особенностей бизнеса лизингополучателей'. Если сложить выгоды от использования механизма ускоренной амортизации и от возможности отнести все текущие лизинговые платежи (в них, кстати, по закону разрешено включить затраты на доставку, монтаж и настройку оборудования, обучение персонала, страхование имущества и т.д.) на себестоимость продукции, ценовое преимущество лизинга по сравнению с прямым банковским кредитом составит 12-15%.

Впрочем, малым предприятиям выбирать между кредитованием и лизингом особенно не приходится - дорога к банковским ресурсам для них практически закрыта. И дело не только в высоких процентах. Во-первых, нужно собрать огромный пакет документов. Во-вторых, застраховать приобретаемое оборудование и определить его реальную стоимость. При лизинговой сделке все эти хлопоты берут на себя специалисты лизинговой компании. Как говорит руководитель группы красноярских лизинговых компаний 'Сиблизинг' Владимир Баскаков, она выступает своеобразным буфером, который сглаживает все острые углы и устраняет административные барьеры на пути предпринимателей.

По оценкам независимых экспертов, ежегодный прирост объемов лизинговых операций на российском финансовом рынке составляет 40-50%

Еще один немаловажный нюанс - банковский кредит выдается малому бизнесу на срок от нескольких месяцев до года, а лизинговые операции рассчитаны на 1-5 лет. К тому же в случае невыполнения кредитных обязательств перед банком мелкий клиент может потерять все свое имущество, а при использовании схемы лизинга - только приобретенное оборудование. Короче говоря, как ни крути, - прямая выгода.

В Красноярском крае, по различным данным, работает от 35 до 40 лизинговых компаний. Большинство из них - филиалы лизинговых фирм из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска

И тем не менее, по словам официального представителя ЗАО 'ДельтаЛизинг' в Красноярске Вячеслава Гриневича, отношение среднестатистического предпринимателя к лизингу по-прежнему можно описать так: 'Я знаю, что такое лизинг, но не знаю, зачем он мне нужен'.

Фейс-контроль

Однако и тем, кому лизинг нужен как воздух, получить его удается не всегда. От 'соискателя' требуются стабильность, платежеспособность, наличие собственного капитала, определенный стаж работы на рынке, хорошая репутация. Да и совсем уж 'малым' потенциальный лизингополучатель быть не может - минимальная сумма лизинговой сделки в нашем регионе начинается с $20 тыс. (не так давно нижний порог был $50 тыс.).


Даже неповоротливое государство постепенно встает на защиту интересов малых предприятий. 25 марта нынешнего года Совет администрации Красноярского края принял Постановление ?94-П 'О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2005 году', предусматривающее субсидии на возмещение части процентных ставок лизинговых платежей. Прокомментировать его мы попросили председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Николая Ашлапова.
- Во всем мире около 80% налоговых поступлений бюджет получает от малого бизнеса, и лишь 10-20% - от крупных компаний. У нас же все наоборот. Малый бизнес постоянно сталкивается с проблемой нехватки средств и без государственной поддержки просто не может развиваться. Вот почему возникла необходимость субсидирования части процентной ставки по лизинговым платежам, и предложил эту схему именно СППКК.
Согласно постановлению, субсидия предоставляется по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов, который ежегодно проводит Совет администрации края. Претендовать на нее могут субъекты малого бизнеса, которым будет компенсироваться 3/4 части ставки рефинансирования, и более крупные компании с компенсацией 1/2 ставки рефинансирования. По данным на июль, ни одно предприятие такой субсидии еще не получило, однако первый претендент уже появился. Мы надеемся пройти вместе с этой компанией весь путь - от оформления заявки до получения льготы. Это позволит учесть недостатки существующего порядка предоставления субсидии для дальнейшей работы с властью.


Дмитрий Ежелев, исполнительный директор по юридической деятельности и финансам ООО 'Аргумент':
- В среднесрочной перспективе в России в целом и в Красноярском крае в частности можно прогнозировать сохранение высоких темпов развития рынка лизинговых услуг. Прирост объемов лизинговых операций составит примерно 40-50% в год. Рост обусловлен целым рядом факторов: изменениями в законодательстве, позволяющими существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации основных фондов, новыми возможностями финансирования долгосрочных проектов, высокой экономической привлекательностью лизинга, постоянной потребностью в модернизации средств производства, пониманием перспективности лизинговых сделок среди руководителей компаний-лизингополучателей. В первую очередь будут расти объемы лизинга железнодорожного подвижного состава, недвижимости, энергетического оборудования. На фоне общего увеличения количества крупных лизинговых проектов будет наблюдаться рост лизинга в секторе малого бизнеса, где цена лизинговых сделок не превышает $20-40 тыс.

Осторожность лизингодателей можно понять. Им самим поиск инвестиционных ресурсов дается 'потом и кровью'. Сегодня ни один красноярский банк не может предоставить лизинговым компаниям действительно 'длинные' деньги. 'Местные банки, по сравнению московскими и иностранными, не так богаты, соответственно, их инвестиционные возможности не столь велики, - поясняет Андрей Трегубов, исполнительный директор по лизинговой деятельности и правовым вопросам ООО 'Аргумент'. - А филиалы московских банков сегодня ограничены лимитами в отношении одного юридического лица. Как правило, единовременно они могут предоставить только 15-25 млн рублей. Лизинговой компании, обратившейся в эти кредитные учреждения, рассчитывать на получение сверхлимита уже не приходится. А что такое 15-25 млн рублей, когда, например, один новый тепловоз стоит около 20 млн? Поэтому именно банковская политика является главным сдерживающим фактором для развития лизинга в регионах. Есть, конечно, выход и из этого положения: лизинговая компания может либо обратиться напрямую в головной московский банк (но тогда ее заявка будет рассматриваться долго), либо работать сразу с несколькими региональными банками.

Кроме того, если в Москве практически каждая банковская структура имеет свою лизинговую фирму, и они согласуют свою политику по системе учета, отчетности, кредитных заявок, то в Красноярске больше развиты самостоятельные лизинговые компании. У нас лизинг - это свободные рыночные предложения. Каждый проект приходится отдельно защищать в банке, который, в свою очередь, имеет право на тотальную проверку не только лизинговой компании, но и лизингополучателей'.

Заграница нам поможет?

Определенные надежды на лучшее участники рынка лизинговых услуг связывают с приходом иностранного капитала. Тогда, с одной стороны, отечественные лизинговые компании наконец-то смогут претендовать на довольно дешевые ресурсы иностранных банков, что повлечет за собой снижение стоимости лизинговой услуги. С другой - вслед за западными инвесторами в регионы пойдут более сильные иностранные лизингодатели, предлагающие новые схемы работы и стандарты обслуживания.

Стоит ли отечественным игрокам бояться 'пришельцев' - вопрос спорный. Генеральный директор ООО 'Аргумент' Татьяна Трегубова считает, что российскому потребителю выгоднее работается с российским же лизингодателем, ведь он более чутко реагирует на все изменения нашей действительности. 'Иностранные лизингодатели склонны предъявлять ко всем единые требования и действовать по единым правилам. У нас мышление не так формализовано. Российские лизинговые компании могут 'настроиться' на своего клиента. Принципы их работы более понятны и адекватны для российского бизнеса. Если отечественные лизинговые компании получат доступ к большому инвестиционному ресурсу за низкий процент, они смогут составить достойную конкуренцию западным лизингодателям'.

01.Однако есть еще одна позиция, по которой российские лизинговые компании пока явно проигрывают иностранным, - страхование лизинговых услуг. На сегодняшний день у нас в обязательном порядке страхуется лишь сам объект лизинга. И только от причинения имуществу значительного ущерба. Однако такие ситуации - большая редкость, и поэтому страхование имущественных рисков многими лизингодателями расценивается как досадная формальность, без которой сложно рассчитывать на банковский кредит.


Вячеслав Гриневич, официальный представитель ЗАО 'ДельтаЛизинг' в Красноярске:
- Лизинг в России - активно работающий механизм. Это тот редкий случай, когда замысел не разошелся с практикой. По оценкам экспертов, общая стоимость заключенных в 2004 году договоров лизинга составила $6,7 млрд. Это на 85% больше, чем в 2003 году. Рост операций финансового лизинга в России намного опередил темпы роста практически всех основных макроэкономических показателей. Но в Сибири он развивается несколько медленнее, чем в европейской части страны. Согласно рейтингу крупнейших лизинговых компаний, опубликованному по итогам 2004 года, в группе компаний со стоимостью заключенных договоров лизинга от $15 до 30 млн представлены всего 3 сибирских. Красноярский рынок - один из наиболее перспективных с точки зрения лизинга. Однако к числу развитых его не отнесешь. В городе с населением более 800 тысяч человек всего две местных лизинговых компании. Не торопятся открывать в Красноярске свои представительства и столичные игроки. Думаю, что в первую очередь это связано с географической отдаленностью Сибири от столицы. По своему опыту знаю, что достаточно сложно открывать новые представительства на значительном расстоянии от головного офиса.

Гораздо важнее для всех лизингодателей было бы обезопасить сделки от финансовых рисков. Сплошь и рядом случается так, что сбой, незапланированная остановка, форс-мажорные обстоятельства мешают лизингополучателю заплатить по лизинговым обязательствам. Соответственно, лизинговая компания какое-то время может не иметь возможности погасить банковский кредит. Именно поэтому во всем мире широко используется механизм страхования финансовых рисков на сумму заключаемой сделки. При возникновении дефолтной ситуации страховые компании, аккредитованные в банках и имеющие договор с лизингодателем и лизингополучателем, берут на себя погашение всех финансовых рисков, связанных с задержкой кредита.

В России эта схема страхования пока не работает. Основная причина - тотальная зависимость кредитных организаций и страховых компаний от инструкций Центробанка, так и не решившегося пойти по западному пути. 'Если бы какая-то страховая компания в тандеме с серьезным банком, имеющим ресурс для инвестирования длительных лизинговых сделок, решились на страхование финансовых рисков, это стало бы настоящей панацеей от многих-многих болезней, которыми страдает сегодня российский лизинг', - считает Владимир Баскаков.

По данным экспертов Высшей школы экономики, в 2003 году общая стоимость заключенных договоров лизинга достигла $3,64 млрд, а в 2004-м - $5,48 млрд. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды в 2004 г. составил более 6%, а в машины и оборудование - более 12%

Красноярские лизингодатели неоднократно предпринимали попытки выйти на рынок страхования финансовых рисков отдельных страховых групп, но до сих пор ни один страховщик края не согласился работать по новой схеме. Хотя, по мнению исполнительного директора по юридической деятельности и финансам ООО 'Аргумент' Дмитрия Ежелева, запуск этого механизма дал бы заметный импульс развитию лизинга: 'Благодаря перераспределению рисков лизинговый продукт мог бы стать немного дешевле, снизилось бы бремя требований по залогу и поручительству, как это произошло в США и Канаде'.

Конкуренция втемную

Сейчас на территории Красноярского края, по различным данным, работает от 35 до 40 лизинговых компаний. Точное число назвать никто не берется, поскольку, по словам самих лизингодателей, компании практически не пересекаются. 'На сегодняшний день красноярский рынок лизинговых услуг имеет очень высокую емкость, - считает Дмитрий Ежелев. - Конкуренты друг друга локтями не расталкивают. Более того, мы лучше представляем себе деятельность лизинговых компаний из других регионов, нежели тех, кто работает в Красноярске. И это плохо. Ведь взаимодействие, обмен опытом, здоровая конкуренция - ключ к успеху в любом бизнесе'. В результате, в отличие от других сегментов финансового рынка, лизинг в нашем крае до сих пор развивается совершенно стихийно.


Владимир Баскаков, руководитель группы лизинговых компаний:
- Лизинг - это показатель уровня развития нашего общества, нашей промышленности, наших отношений друг с другом. В 50-60-е годы введение лизинговых операций помогло странам Запада выйти на совершенно новый уровень обновления основных производственных фондов. Уже тогда общество понимало, что если бизнесу не дать 'зеленый свет' на период освоения нового производства, внедрения новых технологий и выпуска новой продукции, его заинтересованность в социально-экономическом подъеме страны резко снизится. Это обстоятельство побудило западные державы к созданию льготного режима взаимодействия государства и предпринимателей.

Сегодня единственной профессиональной организацией, объединяющей российские лизинговые компании в согласованный, саморегулируемый союз, является ассоциация 'Рослизинг'. По словам Дмитрия Ежелева, 'Рослизинг обобщает лизинговую практику и выступает с законодательными инициативами. Лизинговым компаниям это позволяет своевременно ориентироваться на рынке лизинговых услуг и корректировать свою деятельность в соответствии со складывающейся ситуацией'.

По сравнению с прямым банковским кредитом лизинговые схемы обходятся дешевле на 12-15%

Рослизинг оказывает реальную помощь в решении административных и правовых проблем, обеспечивает методическую и программную поддержку активно развивающимся компаниям. Кроме того, на семинарах, проводимых Ассоциацией, лизингодатели могут обмениваться практическим опытом, в частности, вести мониторинг лизингополучателей. По мнению Татьяны Трегубовой, представителя Рослизинга по Восточно-Сибирскому региону, в будущем Ассоциация может прийти к созданию своеобразного рейтинга надежности российских лизингополучателей, который будет действовать по принципу бюро банковских кредитных историй.

Надежда Репникова

Посторонним вход разрешен


Назад, в 90-е?

Призрак 'Трансвааля'





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"