? 8 (93) Август 2005

  ТЕМА НОМЕРА: Специальный проект: строительный комплекс Красноярского края


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

ЛПК в лесах
По оценкам специалистов, инвестиционные потребности краевого ЛПК составляют $3 млрд. Деньги нужны в первую очередь для создания производств по глубокой переработке древесины, без которых, по мнению заместителя губернатора Красноярского края Андрея Гнездилова, дальнейшее развитие лесной отрасли края просто невозможно.

Андрей Алексеевич, какие шаги в этом направлении уже сделаны?

Сегодня в крае реализуется несколько проектов по развитию глубокой переработки древесины. Это строительство завода по производству ДСП на КИСКе в Красноярске, запуск производства МДФ на Новоенисейском ЛДК. В ЗАО 'КЛМиКо', 'Сибинлесе' и на Лесосибирском ЛПК идет работа по расширению производства и увеличению объемов выпуска продукции.

Параллельно ведутся переговоры с российскими и зарубежными инвесторами о строительстве в крае ЦБК и новых заводов по производству МДФ и ОСБ. Продолжается работа с компаниями из Австрии, США, Китая и других стран. Так, уже готовится соглашение о сотрудничестве с американской компанией Murphy Overseas, которая планирует вложить в краевой ЛПК не менее $100 млн. Совместно с компанией 'Бостон Консалтинг Групп' мы изучили вопрос возможного строительства довольно большого ЦБК на территории лесосибирского промышленного узла. Крупный европейский инвестор заинтересован в реализации этой идеи.

Как вы считаете, какие из рассматриваемых сегодня проектов принесут со временем краевой экономике наибольшую пользу?

Считаю, самое перспективное предложение - строительство крупного целлюлозно-бумажного комбината в одном из лесных районов края. Это может дать толчок к развитию всей отрасли. Где конкретно будет построен новый ЦБК, пока неясно. Есть две практически равноценных площадки: Лесосибирск и Кодинск. И там, и там имеются солидные запасы леса, серьезный промышленный и кадровый потенциал, но не хватает электроэнергии. Эту проблему можно решить двумя способами: построив дополнительную ЛЭП с Красноярской ГЭС или достроив Богучанскую ГЭС.

Андрей Гнездилов:
- К недобросовестным арендаторам, не выполняющим условий договора, мы относимся достаточно жестко: за 2004 год и семь месяцев 2005 года по инициативе администрации края было расторгнуто 23 договора аренды

Наверное, оптимальное решение - построить сразу два крупных ЦБК на обеих площадках. Это коренным образом изменило бы ситуацию в отрасли. И позволило бы вовлечь в переработку больше низкосортного сырья, что, в конечном счете, значительно повысило бы рентабельность работы краевого ЛПК в целом.

Следующий по значимости проект - строительство завода по производству МДФ в Лесосибирске и Красноярске. Определенный интерес представляет также проект создания в крае предприятий по переработке отходов лесопиления: заводов по выпуску ДСП, пелет (так называемых топливных гранул), целлюлозы, древесного угля и прочих видов продукции.

Сегодня мы ведем поиск инвесторов, готовых вложить средства в реализацию этих проектов, однако до полного удовлетворения потребностей лесного комплекса края в инвестициях нам пока еще очень далеко. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура, нехватка энергомощностей в лесных районах и удаленность края от восточных и западных границ государства снижают конкурентоспособность наших лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, препятствуют более активному притоку инвестиций в отрасль.

У краевой администрации есть план действий в этой ситуации?

Конечно. В июле было принято решение о прокладке железнодорожной ветки Карабула-Ярки-Кодинск. Ведется работа по разработке проектов строительства лесовозных дорог круглогодичного действия в Нижнем Приангарье и Южной Эвенкии. Один из этих проектов мы планируем вынести в сентябре на рассмотрение инвестиционного совета администрации края, который должен принять решение о целесообразности его финансирования из бюджетных средств. А в решении проблемы энергодефицита главную роль мы отводим Богучанской ГЭС.

На какие налоговые льготы могут рассчитывать сегодня потенциальные инвесторы и будет ли в будущем году расширен перечень 'послаблений'?

Одна из льгот - субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет средств краевого бюджета. Несколько предприятий ЛПК уже смогли ею воспользоваться. Например, ЗАО 'КЛМиКо', где на банковские деньги был построен новый сушильный комплекс. На Краслесмаше началось производство новой лесовозной техники. В следующем году мы планируем предоставить такую льготу Новоенисейскому ЛХК, Енисей-скому ЦБК и еще некоторым компаниям края. На эти цели в бюджет 2006 года заложено 100 млн руб.

Кроме того, мы подготовили свои предложения по внесению изменений в закон Красноярского края 'О налоге на имущество организаций'. Их цель - предоставить льготы по этому налогу крупным инвесторам, вкладывающим в развитие глубокой переработки древесины не менее $30 млн.

Все это должно способствовать по-степенной переориентации краевого ЛПК с преимущественно сырьевой направленности на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В соответствии с Программой социально-экономического развития к 2010 году объемы лесопереработки должны вырасти почти вдвое.

Однако сегодня на долю глубокой переработки приходится лишь 27,3% продукции отрасли. 72,2% составляют лесозаготовка и первичная механическая обработка. И даже несмотря на столь явный перевес сырьевого сектора, особого прогресса в нем тоже пока не наблюдается...

В 2004 году в крае было заготовлено 9 млн куб. м древесины - 15% от объема расчетной лесосеки. В 2003 году - 9,1 млн куб. м. Динамики действительно пока нет. Зато в сфере лесопользования наметились явные положительные тенденции: доля предприятий, которые брали лесосеку в аренду только на 1 год и не несли никаких обязательств по восстановлению и охране лесов от пожаров, за два года снизилась с 28,6% в 2003 до 24% в 2004 году. Число же долгосрочных договоров аренды, напротив, возросло с 67% до 71%.

Наверное, наиболее волнующий лесозаготовительные предприятия вопрос: какими принципами руководствуются краевые власти при выдаче разрешений на лесопользование?

Во-первых, каждый претендент на лесобилет должен предварительно аттестоваться в специальной комиссии, куда входят представители территориального агентства лесного хозяйства, руководители и работники лесного комплекса края. От соискателя требуется не только наличие техники и обученных кадров, но и готовность своевременно гасить налоги и вовремя выплачивать зарплату сотрудникам. Задолженность по этим позициям - основная причина отклонения заявок на участие в лесном конкурсе. Более того, краевая администрация внимательно следит за выполнением предприятиями ЛПК социальных обязательств.

Во-вторых, предоставлять лес в аренду на максимально возможный срок мы готовы только тем предприятиям, которые могут использовать это право рационально и нацелены на глубокую переработку древесины. Ведь именно в полном, стопроцентном использовании сырья и состоит суть эффективного лесопользования.

Однако после вступления в действие новой редакции Лесного кодекса РФ (1 января 2005 года) перечень полномочий субъектов Федерации в этой области существенно сократился. Это затрудняет нашу работу по регулированию лесных отношений. Старая система управления лесным фондом была более эффективна и в большей степени способствовала успешному развитию краевого ЛПК.

А насколько полно интересы регионов учтены в новой редакции Лесного кодекса, проект которого в первом чтении принят Госдумой в апреле этого года?

По новому законопроекту органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ отстраняются от участия в природоохранных мероприятиях, в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Основной объем регулятивных и контрольных полномочий концентрируется на федеральном уровне.

На практике это приведет к тому, что субъекты не смогут в должной мере реализовывать свое конституционное право владения и распоряжения лесами. И это вряд ли будет способствовать успешному развитию отрасли. Поэтому Совет администрации края совместно с Законодательным собранием обратились в Госдуму с предложением отклонить данный законопроект и отправить его на доработку. Думаю, сейчас это единственно разумный шаг.

Наталья Демшина

Посторонним вход разрешен


Назад, в 90-е?

Призрак 'Трансвааля'





Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100





© 2002-2005
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"